Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

«ПАКОСТНЫЙ ХИЩНИК»

Все росомахи, обитающие в Евразии и Северной Америке, берут свое начало с нижнего плейстоцена и относятся к одному виду. 

 В пределах нашей страны выделяются два подвида: камчатская (северо-восточная) — светлоокрашенная форма и европейская (обыкновенная) — более темная.

 

 Жизнь росомах до сих пор изучена слабо, особенно биология ее размножения. Известно, что гон у них проходит в промежутке с апреля по июль и надолго растянут.

 

Может быть, потому, что очень непросто этим редким скитальцам встретиться.

Беременность — с продолжительной латентной стадией. Перед родами самка устраивает логово где-нибудь в пещере, под корнями деревьев, в россыпях камней, а то и просто в толще снежных наносов. Дети рождаются в феврале или марте.

 

В логово ведет одна или две норы, причем их длина в снегу иной раз достигает 3-4 десятков метров. Гнездо устлано кое-как — будущий бродяга должен привыкать к тяготам с первых дней своего существования.

 

В помете обычно 2 или 3 щенка, очень редко 4. Они слепые, беспомощные, неказистые, а весят всего от 70 до 100 граммов. В месяц прозревают и «тянут» уже на полкилограмма, а в 3 месяца хорошо развиты, подвижны, внешне напоминают мать, только весят еще пока около 3 килограммов.

С середины лета выводок покидает логово и семья начинает кочевую жизнь, мать старательно учит своих детей жить строго по-росомашьи. К осени молодняк становится самостоятельным, но полная зрелость наступает лишь в 2 года.

 

Распространены рассказы о том, что росомаха систематически грабит охотников в тайге. Есть, конечно, за ней такой грех: что плохо лежит — утащит; мясо, например, с лабаза, попавшегося зверька из капкана, продукты с таежного склада. Верх шкодливости росомахи — «обследование» самоловов на охотничьих тропах: ловушки разоряет, приманку съедает.

 

Промысловый люд за такие проделки росомаху ненавидит, за этим зверем издавна укоренилось определение «пакостный хищник», и его уничтожали в течение круглого года без всяких ограничений, а в ряде мест за это даже премии выплачивали.

 

Однако проделки росомахи, о которых мы рассказали, чрезвычайно редки. Многие из тех, кто бывает в тайге подолгу и росомашьи следы встречает часто, грабежа со стороны зверя не наблюдал.

Бывало подходил зверь и к избушке, и к складам, и на охотничью тропу вставал, но мародерством не занимался. Вообще старался подальше от человека держаться. Бурый медведь гораздо чаще совершает подобные поступки, но ведь не уничтожают же его за это.

 

В последние годы гонения на росомаху прекратились — люди оценили приносимую ею пользу, да и лучше узнали хищника. Оценили силу, неутомимость, бесстрашие зверя — ни перед волком, ни перед медведем не спасует, но и кровь зря не льет.

 

Кроме того, за живую росомаху на международном рынке зоопарки платят 250 долларов — очень редка она в неволе, потому что редка вообще. Шкуру ее тоже высоко оценивают: 70-100 долларов — дороже собольей. У росомашьего меха есть свои достоинства: он груб и лохмат, но очень прочен, а главное — это единственный мех, который зимой не индевеет и не смерзается, за что особенно ценится у народов Севера.

 

Пойманные в раннем возрасте, росомахи легко приручаются, привязываются к человеку, вырастают милыми, чистоплотными, неприхотливыми и послушными. Очень потешными.

Один старый охотник рассказывал: «Иду по путику, и вдруг впереди потянулись свежие росомашьи следы. Собака тут же умчалась по ним. Подошла гостья к кулемке, потопталась, полезла за крылом рябчика, но когда бревнышком стукнуло по лапе, выдернула ее и попрыгала по моей тропе дальше. И тут слышу — собака залаяла.

 

Зло так, настырно, как по крупному зверю. Ну,— соображаю,— дай бог ноги на помощь другу.

Загнала собака росомаху на дерево. Хищница увидела меня издали и вроде бы заволновалась: не знает, что ей делать — то на меня зыркнет, то на пса. Решила, что человек гораздо опаснее, и скок с дерева в снег. Собака к ней, но тут же отчаянно завизжала и закрутилась, заелозила в снегу.

 

А росомаха этак спокойно потрусила вперед, оглядываясь и как бы посмеиваясь. Я поднажал, заторопился, закричал, и ободренная собака ринулась за росомахой. А та не только не прибавила ходу, но даже остановилась.

 

Собака подбежала к ней вплотную да как фыркнет, взвизгнет, головой замотает. Я понял, что слегка придушила ее зверюга... А та неторопливо побежала дальше и время от времени оглядывалась на нас, словно с насмешкой. Ну,— думаю,— погоди! А потом подумал: пусть живет. Уж больно она редка да независима. Ни на кого не похожа».
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 355 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru