Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

СИЛЬНЕЕ ЯДА КУРАРЕ

Они появляются там, где производят алюминий, цемент, целлюлозу,
где очищают хлором питьевую воду, где горят леса и отходы на свалках.

О том, что краевой центр загрязнен диоксинами, стало известно в начале 2000-х годов — по результатам красноярских исследователей. До этого все, что касалось этих опасных веществ, находилось в ведении Министерства обороны и КГБ. Хотя диоксиновая проблема начала обозначаться раньше, с середины прошлого века. Но и за рубежом о ней предпочитали не распространяться.

Химический СПИД

Отчасти потому, что ученые и правительства ужаснулись, какой джинн был выпущен из бутылки. Ведь разноликие хлорорганические соединения проникают в клетку, оказывают мутагенное, канцерогенное, эмбиотоксичное действие, подавляют иммунный статус. Недаром их называют еще «химическим СПИДом». 

В 1994 году на встрече представителей США, Канады, Японии и ряда европейских стран огласили список из 12 веществ, на которые следовало обратить особое внимание. Среди них полихлорированные дибензо-п-диоксины (ПХДД) и дибензофураны (ПХДФ). В 2001 году была принята Стокгольмская конвенция о международных мерах в отношении стойких органических загрязнителей. И Россия в числе 115 стран подписала этот документ.

В соответствии с ним была принята первая федеральная антиоксидановая программа. А затем и  региональная программа «О мерах по снижению воздействия диоксинов и диоксиноподобных веществ на окружающую природную среду и население Красноярского края в 1998-2000 годах». Этой работой у нас занялись лаборатория краевого центра Госсанэпидемнадзора, возглавляемая Валерием Волком, и НПО «Экология» под руководством Анатолия Кучеренко. В государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Красноярского края в 2000 году» они обнародовали результаты своих исследований.

Супертоксиканты найдены

Для оценки распространения и уровней загрязнения атмосферного воздуха был использован метод, основанный на анализе содержания ПХДД/ПХДФ в снежном покрове. Пробы были взяты в 32 точках Красноярска. Концентрации супертоксикантов у нас оказались сравнимы с Уфой, крупным химическим центром. А в районе завода «Сибэлектросталь» соответствовали основному уфимскому загрязнителю — «Химпрому». По снежному покрову были рассчитаны потоки выпадений диоксинов и фуранов на территорию города. Они оказались выше, чем в Салавате и Стерлитамаке, где имеются предприятия хлорорганического синтеза.

Теоретически было известно, что диоксины образуются при производстве стали, цветных металлов, в электрохимическом, целлюлозно-бумажном производствах, при сжигании топлива, отходов, хлорировании воды. Это было предметно подтверждено, когда началось выявление источников их образования в краевом центре. Сначала на потенциально опасных предприятиях были выполнены измерения по диоксинам в готовой продукции и одном из видов отходов — золе и шлаках. А затем детально изучены выбросы в атмосферу, стоки и твердые отходы. В результате выявлены наиболее значимые источники диоксинов: КрАЗ, ЦБК, красноярские ТЭЦ, цементный завод, завод цветных металлов, «Сибтяжмаш», Водоканал, а также крупные отопительные котельные. Географически они соответствуют первоначально выявленной картине загрязнения по снежному покрову. Промышленные районы в пять-десять раз загрязненнее центра. В правобережной части города максимальные концентрации связываются с цементным заводом, ТЭЦ-2, асфальтобетонным заводом, городской свалкой в поселке Водников. В левобережной — с КрАЗом.

На основании полученных данных были рассчитаны годовые сбросы диоксинов, а затем сделан расчет общих выбросов диоксинов в атмосферу города. 

Главный вывод, к которому пришли специалисты: исследования по диоксинам необходимо расширять, охватывая Норильск, Ачинск, другие города. Углублять, определяя воздействие на среду диоксиноопасных объектов.

И такая работа, как воздействие котлоагрегатов определенной мощности на территорию, была выполнена. Но исследования по диоксинам, к сожалению, дорогостоящие. По этой причине краевым центром Госсанэпидемнадзора было проведено только 18 лабораторных исследований пищевых продуктов. А всего по городу сделано 150 подобных анализов. Но и эта работа имела большое значение. Потому что инвентаризация выбросов диоксинов только начиналась, и красноярцы, взаимодействуя с Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцева РАН, сделали значительный шаг вперед.

— Работа по оценке загрязнения Красноярска диоксинами — огромное достижение во всей программе инвентаризации выбросов диоксинов в России, — отмечает в сборнике Института «Диоксины — супертоксиканты XXI века» доктор химических наук Сергей Юфит. — Оценка выбросов диоксинов на территории России, по литературным данным, а также на основании Государственного доклада о загрязнении окружающей среды, приблизительно 6-11 килограммов I-ТЕQ (токсический эквивалент, или диоксиновый эквивалент) без учета данных по металлургической и цементной промышленности. На этом фоне выбросы в Красноярске (около 0,5 килограмма I-ТЕQ в год) представляются крайне большими. Более того, выбросы металлургических производств и цементных печей оценивается в 1-3 килограмма I-ТЕQ в год для России. Но очевидно, что эта цифра может быть занижена, так как выбросы только одного алюминиевого завода Красноярска дают свыше 300 граммов I-ТЕQ в год.

Это требует новых исследований, но совершенно ясно, что выбросы диоксинов в Красноярске представляют угрозу здоровью населения.

Подобно радиации

Увы, исследования продолжены не были. Главная причина — перестройка, передел собственности. Тут уж не до диоксинов.

За рубежом, где загрязнение диоксинами приравнивается к радиации, разрушению озонового слоя, ушли далеко вперед. Достаточно сказать, что в США, где были ужесточены требования к промышленникам, общий уровень загрязнения диоксинами окружающей среды уменьшился в три раза. Россия, и без того отстававшая в решении диоксиновой проблемы на десятилетия, была отброшена назад еще дальше.

У нас в Красноярске о диоксинах, похоже, забыли. Хотя эти супертоксиканты никуда не делись.

По данным медиков-гигиенистов, число эколого зависимых болезней растет, в первую очередь, от ослабления иммунной системы. Скрытой первопричиной могут служить диоксины. Ведь они проникают в клетку и, действуя избирательно, блокируют так называемый An-рецептор — ключевую точку в иммуноферментной системе. Тем самым обезоруживают человека перед болезнью, загрязнением окружающей среды.

С большой обеспокоенностью депутаты Красноярского городского Совета обсуждали недавно на заседании профильной комиссии состояние окружающей среды мегаполиса в связи с деятельностью «РусАл-Красноярска». И даже направили запрос руководству о ходе выполнения плана по модернизации и экологической безопасности. Объявив модернизацию до 2015 года, предприятие превышает разрешенные выбросы в атмосферу — на 16 тысяч тонн в этом году. А в прошлом году выброшено в атмосферу 66,9 тысячи тонн вредных веществ.

Что это за вещества? Самых опасных среди них — супертоксикантов — не значится.

Зато с последствиями выбросов хорошо знакомы медики краевого онкологического центра и ученые Института биофизики СО РАН. По результатам их исследований, наибольшая онкозаболеваемость (в пять-шесть раз выше, чем в целом по городу) приходится на Советский район, центральную и северо-восточную часть левого берега. Как раз там, где находится «РусАл-Красноярск» и куда ложится шлейф его выбросов.

Значимые источники диоксинов — красноярские ТЭЦ,  цементный завод, завод цветных металлов, «Сибтяжмаш» и другие.

К ним прибавляются горящие свалки. С осуществлением концепции и программы по обращению с ТБО до 2020 года в крае появится несколько мусороперерабатывающих заводов, и это тоже, к сожалению, источник диоксиновой опасности.

Итак, можно утверждать: выбросы диоксинов в Красноярске высокие. Насколько велика эта угроза, где порог, за которым кончается возможность самовосстановления природы, мы не ведаем. А знать это совершенно необходимо, как это делают в других, даже небольших городах нашей страны — Дзержинске Нижегородской области, Саянске Иркутской области, Сызрани Самарской области и других. Там продолжают начатую общероссийскую программу по исследованию территорий, стремятся защитить население, поставить предприятия в экономические рамки, способствующие уменьшению количества опасных супертоксикантов.

В нашей стране насчитывается более ста «отравленных» городов. Красноярск — один из самых неблагополучных. И мириться с этим никак нельзя.

Надежда КОЗЛОВА 

 


 

НАША СПРАВКА

Диоксины и диоксиноподобные вещества — чужеродные живым организмам соединения, выбрасываемые с продукцией или отходами целого ряда технологий.

Проблеме диоксинов  во всем мире уделяется особое внимание. Они являются универсальными клеточными ядами, даже в самых малых количествах поражая все живые организмы. У человека они вызывают бесплодие, врожденные патологии, онкологические и системные заболевания — от аллергии до склероза.

Эти соединения обладают высокой устойчивостью к химическому и биологическому разложению, способны сохраняться в окружающей среде десятилетиями.

Диоксины распространены в почвах, донных отложениях, воде, воздухе, рыбе, овощах. Их находят даже в молоке кормящих матерей. Они непрерывно и в возрастающем количестве генерируются индустриальным обществом.

Эта опасность несравненно более серьезна, чем загрязнение окружающей среды другими высокотоксичными веществами. Ситуация такова, что концентрация диоксинов в литосфере и гидросфере может достичь критических значений, при которых человечество окажется под угрозой вымирания.

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 353 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru