Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Как бы чего не вышло

Зачастую рвение перед вышестоящим начальством
или желание обезопасить себя от проверок заставляет
руководителей подписывать абсурдные распоряжения

Но еще хуже, когда такие решения принимает человек на выборной должности. И часто по нашему собственному малодушию мы вынуждены мириться с таким чиновничьим произволом, ведь не каждый в состоянии разобраться в хитросплетениях российских законов, обратиться к юристу в силу заоблачной стоимости юридической помощи, грамотно составить «челобитную» в прокуратуру или вышестоящему начальству.
В прессе в качестве примеров нелепых законов приводят законодательные акты, действующие в некоторых штатах США. Их легко найти в Интернете: в Миссури противозаконно поить слона пивом, в Северной Дакоте запрещено ложиться спать в ботинках, а в Пенсильвании нельзя спать на холодильниках. В нашей стране тоже встречаются случаи принятия вызывающих интерес распоряжений. Такой случай произошел в моем родном поселке Высокогорском, где распоряжением главы сельского совета было фактически запрещено разжигать костры в зимнее время.
Глава администрации Высокогорского сельского совета Михаил Петрович Лошаков, человек, к которому я отношусь с огромным уважением, издает 6 октября 2011 года распоряжение № 31р «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в период осенне-зимнего пожароопасного сезона 2011-2012 годов на территории Высокогорского сельсовета», в котором запрещает «организациям, предприятиям, учреждениям независимо от формы собственности, а также гражданам п. Высокогорского проведение пожароопасных работ». Причина, по которой такой документ издан, вполне понятна — исключить возможность возникновения пожаров на территории сельсовета, тем более что оно основано на соответствующем постановлении администрации Енисейского района.
Но в Федеральном законе от 21.12.2004 № 69ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» четко перечислены полномочия органов местного самоуправления, содержащие довольно большой перечень мероприятий, сводящихся не только к запрету пожароопасных работ. Ведется ли работа и по другим направлениям?
Вот и на основании распоряжения № 31р, который Михаил Петрович впоследствии любезно представил, мне было запрещено жечь костер на картофельном поле. А, между прочим, такой возможности я жду каждый год, так как, следуя мудрому изречению, на горящий огонь можно смотреть бесконечно, особенно это приятно после активной жизни в большом городе: расслабиться около костра, подбрасывая в огонь веточки, кусочки бересты и листья. Такой диалог произошел 17 октября.
— Туши костер, Александр Петрович, — скомандовал глава, подъехав к моему дому. — У нас запрещено костры жечь, все жители давно об этом знают.
— А как же, Михаил Петрович, ведь запрет может быть введен только «в летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения», — парирую я знанием п. 116 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
— Это федеральное законодательство, а есть еще и местная власть! — ответил глава. — А за нарушения в следующий раз штраф платить придется, небольшой, конечно, но все равно накладно для семейного бюджета.
Ввиду уважения к власти и лично к Михаилу Петровичу вариантов было немного, а именно всего один — сразу потушить костер. Но следом возникло еще одно желание — разобраться, прав ли глава, мог ли он принять такое распоряжение. А иначе такими темпами скоро будут введены запреты выходить на улицу или садиться за руль во избежание ДТП, содержать домашних животных во избежание распространения бешенства, использовать ножи во избежание ножевых ранений. Обжегшись на молоке, такой список воображаемых опасностей каждый из вас может продолжить сам, чтобы дуть на воду.
Составляю нехитрое письмо на имя Енисейского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Т.Н. Башуровой с просьбой дать правовую оценку этому документу. Через месяц получаю ответ, что «оснований для принесения протеста на данные муниципальные акты не усмотрено». Кроме того, при подготовке ответа по запросу прокуратуры Михаил Петрович сообщил, что 17.10.2011 года «он совместно с Т.Б. Шмаровой осуществлял патрулирование», в ходе которого и обнаружил разжигание костра. Но Енисейский межрайонный прокурор отметил в своем письме, что «нормами административного законодательства на физических лиц не возлагается ответственность за данное нарушение». Это уже была меленькая победа (впредь не платить штраф), но еще не окончательная.
Странная позиция прокуратуры меня озадачила, ведь распоряжение главы прямо противоречит Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденным приказом МЧС. Продолжая поиск истины, пишу еще одно письмо, на сей раз в Прокуратуру Красноярского края с надеждой, что там уж разберутся в хитросплетениях российского и местного законодательства и в споре будет поставлена точка. С учетом предыдущих ответов главы сельсовета и Енисейской межрайонной прокуратуры конверт получается внушительным.
Краевой прокуратуре потребовался почти месяц, чтобы разобраться в этом вопросе. В ответе начальника отдела по надзору за законностью правовых актов младшего советника юстиции О.А. Козловской сообщается, что «учитывая, что распоряжение носило временный характер и фактически утратило силу, оснований для принятия мер прокурорского реагирования и оспаривания его в судебном порядке в настоящее время не имеется. Енисейскому межрайонному прокурору указано на неверно занятую позицию при оценке законности распоряжения от 06.10.2011 № 31р». Также О.А. Козловская цитирует уже упомянутый п. 116 из Правил пожарной безопасности, подчеркивая, что этот запрет может быть введен только в летний период. Этот результат меня вполне устраивает.
Вот так, чтобы решить довольно очевидный вопрос, потребовалось почти полгода. Не у каждого гражданина хватит терпения, времени, настойчивости, возможности получить квалифицированную консультацию юриста для такой переписки. Если мы все будем проявлять активную гражданскую позицию, не бояться отстаивать свои права, то, несомненно, законы станут понятнее и совершеннее, а значит, и жить нам будет комфортнее, спокойнее и интереснее.
Александр ЛЯПИН.
п. Высокогорcкий
Енисейского района
Для справки
Выписка из Правил пожарной безопасности  в Российской Федерации, раздел II
112. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
114. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
116. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться.

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 375 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru