Так где же залегают алмазы?

Светлой памяти моего коллеги и руководителя Евгения Александровича Скобелина посвящается

Помнится, в 1982 году, когда мне стала невыносима некая атмосфера в геологосъемочной экспедиции, неожиданно позвонил Евгений Алексеевич и предложил работу в трапповой партии тематической экспедиции ПГО «Енисейнефтегазгеология».

Со временем обнаружилось, что моего нового начальника терзают мысли о происхождении алмазов, которые, как и нефть, состоят из чистого углерода. Со своими соображениями он поделился со мной, мы даже ездили в Ленск, в кернохранилище, изучали керн на глубинах ниже двух километров, где, по предположению Евгения Алексеевича, давление и температура при внедрении трапповых силлов и даек должны способствовать образованию кристаллов алмаза.

Я еще пошутил над ним, рассказал случай. Иду утром на работу, меня догоняет мужчина с девочкой, торопятся в детсад. Девочка рассуждает: «Папа, если Землю пробурить глубоко-глубоко, там, в глубине, будут бусы?». Оказывается, ребенку бусы покоя не дают.

Я сопоставил этот лепет пятилетней девочки с грандиозными идеями Скобелина и рассказал ему об этом. И вдруг обнаруживаю почти 30 лет спустя, что Евгений Алексеевич, в принципе, был прав. Ошибся он только в физико-химических параметрах. Вот что сообщается, к примеру, в книге Калеб Шарфа «Ошибка Коперника: загадки жизни во Вселенной».

Оказывается, астрономы в далеком космосе, на расстоянии в две тысячи световых лет от Земли, обнаружили другие солнечные системы, где вокруг звезды-родительницы вращаются свои планеты. Отдельные экземпляры, называемые «горячими юпитерами», из-за внешнего сходства с нашим холодным спутником творят чудеса. «У некоторых «горячих юпитеров» атмосфера насыщена углеродом, а это показывает, что и недра у них, вероятно, нашпигованы углеродом в количествах, нам непривычных. Не исключено, что в ядрах таких планет-гигантов залегают алмазные слои».

Замечу еще, что в книге рассказывается о железных дождях, а наши геологи на Земле не видят лавы железа, свинца, меди и никеля.

Гений КАРПОВ,

кандидат геолого-минералогических наук

КСТАТИ

Жаль, я не могу теперь поздравить коллегу с его открытием, за которым следует другой не менее важный вывод: земные алмазы образованы на ранних (раскаленных) стадиях образования планеты.