Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

С ВЫВОДАМИ НЕ СОГЛАСНЫ

Некоторые замечания по поводу статьи «Крутые виражи корысти».
Пресс-служба Красноярского алюминиевого завода хотела бы прокомментировать некоторые положения статьи Николая Николаева «Крутые виражи корысти», где речь в основном идет об экологической ситуации применительно к нашему заводу.
Сегодня около 70 процентов алюминия, выпускаемого в России, производится на электролизерах с технологией самообжигающегося анода (технология Содерберга). Эта технология используется не только в нашей стране. В мире несколько десятков заводов работают по технологии Содерберга, в том числе предприятия в США, Канаде, Бразилии, Испании, Индии, Индонезии, Турции.
Общеизвестно, что все алюминиевые заводы характеризуются выбросами загрязняющих атмосферу и почву веществ. Технология с использованием предварительно обожженных анодов, действительно, является более экологичной по сравнению с традиционной технологией Содерберга. Есть только два завода в России — Саяногорский алюминиевый (САЗ) и Хакасский алюминиевый (ХАЗ), которые работают по технологии обожженных анодов. Оба эти завода входят в компанию «РУСАЛ». Более того, именно РУСАЛ достраивал САЗ и построил ХАЗ — единственный, кстати, новый алюминиевый завод в России за последние 20 лет. По передовой технологии обожженных анодов будут работать и строящиеся компанией Тайшетский и Богучанский алюминиевые предприятия.
Однако перевод завода, уже работающего по технологии Содерберга, на обожженные аноды требует отвлечения огромных средств: только для Красноярского алюминиевого завода — порядка 2 миллиардов долларов.

Модернизация, беспрецедентная по масштабам.

Красноярский алюминиевый завод вошел в состав РУСАЛа в 2000 году. К этому времени предприятию уже исполнилось 36 лет. Ни в советский период, ни в 90-е годы никакой модернизации здесь не проводилось. Только с приходом РУСАЛа на КрАЗе впервые началось усовершенствование действующей технологии в целях снижения экологической нагрузки.
Через несколько лет после вступления в состав РУСАЛа Красноярский алюминиевый по согласованию с контролирующими органами перешел на новую методику подсчета выбросов. Дело в том, что прежняя методика, действовавшая еще с советских времен, не учитывала все выбросы, то есть декларировала меньшие по сравнению с реальными цифры. На деле никакого увеличения выбросов заводом не произошло. Мы не раз говорили об этом, но Николай Николаев упорно продолжает называть переход завода к объективной отчетности «увеличением нормативов».
РУСАЛ, осознавая свою ответственность перед жителями города и края, инициировал полномасштабную экологическую модернизацию КрАЗа. Она беспрецедентна по своим масштабам и финансовым вложениям. Только в выполнение ее первого этапа РУСАЛ инвестировал более 300 миллионов долларов. В 2004-2009 годах в рамках первого этапа были проведены реальные мероприятия с конкретными результатами. Все корпуса электролиза завода оснащены современными газоочистными установками, благодаря которым достигнут максимальный технически возможный уровень улавливания фторидов — до 99 процентов. Эффективность же старых газоочистных сооружений, по некоторым показателям, едва достигала 80 процентов.
КрАЗ также перешел на более экологичную технологию «сухого» анода. Ее внедрение позволило уменьшить выбросы смолистых веществ и бензапирена в атмосферу и одновременно улучшить условия труда в корпусах. Красноярский алюминиевый оснастил электролизеры системами автоматической подачи глинозема. Это также дало значительное улучшение экологической обстановки.
Благодаря техническому перевооружению завод снизил количество выбросов фтористого водорода на 10 процентов, смолистых веществ и пыли — на 30 процентов. В целом за последние 5 лет выбросы КрАЗа уменьшились на 30 тысяч тонн в год.

За Содербергом — «Инертный анод».

Компания и в дальнейшем будет вкладывать деньги в экологическую модернизацию КрАЗа. Второй этап модернизации завода предполагает внедрение таких инновационных проектов, как «Экологический Содерберг», «Инертный анод», выполнение операционных улучшений. На заводе продолжается также проект по внедрению коллоидного анода. Большие перспективы компания видит в использовании инертных анодов. Они сделаны из материалов, альтернативных углероду. Соответственно, технология инертного анода предполагает отсутствие каких-либо выбросов, связанных с СО, СО2, бензапиреном.
В итоге к 2015 году, по завершении программы модернизации, завод намерен достичь норм ПДВ в срок, который определен нам для этого правительством Красноярского края. Этот же срок обозначен и в отношении фтористого водорода. Пока установлены временно-согласованные выбросы, которые заводом соблюдаются.
Еще несколько замечаний по тексту статьи Николая Николаева. Положения Киотского протокола о «ежегодном снижении выбросов не менее чем на 5 процентов», про которые говорит Николаев, на самом деле не имеют отношения к выбросам отдельных предприятий. Но если все же говорить о КрАЗе, то удельные выбросы заводом парниковых газов по сравнению с 1990 годом снизились на 80 процентов. Работы по определению загрязнений, в том числе фтором, ведет не Красноярский аграрный университет, как утверждает Николаев, а Центр лабораторного анализа и технических измерений (структура Ростехнадзора).
Уже много раз мы сообщали, что КрАЗ не производит залповых выбросов. Что касается выбросов диоксинов, то в мировой практике производство алюминия не относится к диоксиноопасным, и в ПДВ не существует норм по диоксинам. Соответственно, и разрешений на их выбросы там нет. Николаев призывает установить «жесткий производственный контроль качества подземных вод в районе шламохранилища». Но такой — жесткий — контроль ведется. Причем не только самим заводом, но и специалистами Центра экологических обоснований и мониторинга. По словам Андрея Озерского, директора Центра, КрАЗ успешно работает над снижением своего воздействия на окружающую среду. — Мы отмечаем улучшение состояния подземных вод, — подчеркнул руководитель Центра. — Результатов, подобных кразовскому, не удалось достигнуть ни в одном промышленном бассейне нашего региона. Я считаю, что полученный экологический эффект — лучший в Красноярском крае. Пресс-служба завода категорически не согласна со словами Николаева о «рекламной шумихе», организуемой КрАЗом. На самом деле, как это и полагается, завод старается регулярно информировать общественность о предпринимаемых в плане улучшения экологической обстановки шагах, предоставлять объективные цифры и подробные данные. Так, программа экологической модернизации завода неоднократно освещалась в печати.
На заводе прекрасно понимают ситуацию и делают все возможное для ее исправления, улучшения экологической обстановки.

Пресс-служба ОАО «РУСАЛ Красноярск»
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 427 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru