Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

КОСТРЫ НА ДНЕ МОРСКОМ

Продолжаются работы по лесоочистке будущего
водохранилища Богучанской ГЭС.

В начале текущего года глава Правительства России Владимир Путин, а вслед за ним и губернатор Красноярского края Лев Кузнецов утверждали, что первую очередь Богучанской ГЭС введут в строй в декабре 2010 года . А в сентябре того же года поток воды будет остановлен задвижкой обводного шлюза и начнет наполняться водохранилище – очередное рукотворное море ангарского каскада. Но вот и октябрь минул, а там, где должна плескаться вода, все так же сухо и даже горячо, так как на сотнях гектаров будущего моря день и ночь горят костры из срубленных деревьев, между ними снуют чумазые рабочие в робах заключенных. А при взгляде на главный объект – плотину ГЭС складывается такое впечатление, что до пуска первых гидроагрегатов так же далеко, как и год назад. На самом деле так и есть. В августе на стройке побывал председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод и после совещания с краевыми властями озвучил новые даты пуска первых трех агрегатов – соответственно октябрь, ноябрь и декабрь 2011 года.
Оказалось, что для пуска в эксплуатацию даже первой очереди гидроузла еще немало предстоит сделать на возведении каменно-набросной плотины, на укладке бетона и железобетона в гравитационную плотину, а по монтажу гидросилового оборудования объем работ выполнен меньше чем наполовину. Причинами очередного срыва плановых сроков на основных объектах многострадального долгостроя называли небывало суровую зиму, задержку с финансированием и недостаток рабочих рук. Но зима в отведенный природой срок закончилась, деньги из федерального бюджета в конце концов поступили, а ряды строителей ГЭС к лету пополнили временные рабочие из-за рубежа и бойцы студенческих стройотрядов. И все равно гидростроители не вписались в установленные главным министром страны сроки.
Самым отстающим от графика объектом БоГЭС наверняка можно считать подготовку ложа водохранилища, которое, как уже было сказано, должно к сему дню наполняться ангарской водой. Стоит напомнить, что лесосводка, то есть вырубка и вывозка деловой древесины в зоне ложа водохранилища, не планировалась, слишком короткими оказались сроки, которые поставили перед проектировщиками хозяева будущей ГЭС – компании «РусАл» и «РусГидро». Из-за цейтнота пришлось ограничиться программой-минимум – провести частичную очистку дна, в основном там, где категорически нельзя оставлять древесину в целях безопасности. Поэтому лесоочистка проводится непосредственно перед плотиной на протяжении около десяти километров выше ее створа. Спиливать под корень деревья необходимо еще и там, где намечены фарватеры, по которым будут ходить суда и проводиться плоты. Очищать намечалось пока еще сухое дно у берегов поселков и акваторий причалов.
Всего же очищенные от древесной растительности участки составят чуть больше 13 тысяч гектаров, немногим больше пяти процентов площади дна водохранилища. Как известно, тендер на лесоочистку в конце позапрошлого года выиграло краевое государственное автономное учреждение «Краслес». Большая часть работы была вскоре передана субподрядчикам, среди которых самым крупным оказалось Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) Минюста РФ по Красноярскому краю. Оно выставило больше всех «штыков», до 300 осужденных из колоний-поселений Красноярского края согласились поучаствовать в лесоочистке.
– Примерно 90 процентов проектных работ по валке деревьев и формированию из них валов выполнено,– рассказывает один из разработчиков проекта подготовки ложа водохранилища профессор Сибирского государственного технологического университета Василий Корпачев. – Однако завершающий этап – утилизация древесно-кустарниковой растительности путем сжигания – катастрофически отстает от графика. Заказчиком работ принято лишь около 15 процентов запланированного объема. Исполнители проекта столкнулись с проблемой, которую никак не ожидали встретить. Сжечь сваленные в кучи деревья и кустарники, оказывается, не так-то просто. Во-первых, слишком мало времени прошло после лесоповала, древесина не успела просохнуть, чтобы быстро сгореть. Во-вторых, даже подсохшие стволы не сгорают дотла и остаются лежать обугленными, что недопустимо по санитарным нормам. Поэтому приходится их вновь разделывать, укладывать в кострища и снова поджигать, на что уходит немало времени и средств.
Как раз этот этап работы мне пришлось наблюдать на одном из спецучастков недалеко от перенесенного из зоны затопления села Балтурино, на левом берегу Ангары, в сотне верст выше города Кодинска. Работали там осужденные из ближайшей колонии-поселения. Как мне пояснили в субподрядной организации, кроме спецконтингента, выполнять эту работу желающих оказалось мало. Особенно там, где ведутся повторные пожоги древесины. Для этого уже обугленные стволы разделываются бензопилами на более короткие и потому легкие отрезки и из них вручную складываются в новые кучи и вновь поджигаются. За огнем надо следить и постоянно поддерживать, пока данный участок не превратится в пепелище с выжженной землей и обугленными остатками пней.
Судя по всему, работать им на этом поприще осталось недолго, до первого хорошего снега, который прикроет останки павшего леса до следующего лета. А сдвинутые сроки пуска в эксплуатацию первой очереди гидроузла и, соответственно, начала наполнения водохранилища лишь на руку исполнителям проекта его подготовки.
Геннадий МИРОНОВ.
Фото автора
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 369 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru