Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

МЕКСИКА В ЦВЕТОЧНОМ ГОРШКЕ

Если удалить колючки, кактус годится даже на варенье.

Они такие нам знакомые, но в то же время много ли мы о них знаем? Чтобы поближе познакомиться с ними, отправимся в небольшое путешествие на их родину — в Мексику, тем более что затянувшаяся сибирская зима к этому располагает.

Наше внимание обязательно привлекут беловолосые колонны цефалоцереуса сенилиса, которые возвышаются на десять-пятнадцать метров над растущими кругом эхинокактусами.

Цереус растет здесь на очень известковых почвах, что и способствует образованию густого шерстистого покрова из длинных перепутанных белых «волос». Такие необычные у него колючки. Подойдем поближе к десятиметровому цефалоцереусу и попробуем осторожно качнуть его у основания.

Сразу заметно, какой он гибкий и упругий — макушка начнет сильно раскачиваться. Дело в том, что у цефалоцереуса очень мягкий ствол, даже с возрастом в нем не образуется древесины. Растет он очень медленно. Тот, с которым мы познакомились, уже очень почтенного возраста, ему не меньше двух сотен лет.

Теперь наш путь лежит в штаты Сан-Луис-Потоси, Керетаро и Сакатекас, которые занимают самый центр Мексиканского плоскогорья. Все лето здесь обильно цветут разнообразные опунции. В тяжелой глинистой почве укрепилась опунция азуреа («лазурная»). Ее крупные плоские лепешки-стебли покрыты ярко-голубым восковым налетом. На одной из них открывается порой более десятка цветков сразу. Длинные черные колючки с белым концом украшают эту опунцию, но сохраняются они только на молодых верхних ареолах.

В сухие месяцы года стебли опунций часто служат единственным кормом для скота. Местные жители срезают их, обжигают над пламенем костра, чтобы удалить колючки, и скармливают лошадям и ослам. После «тепловой обработки» сгорают не только крупные центральные колючки, но и самые опасные мелкие зазубренные иголочки в глохидиях. Плоды опунций — крупные сочные ягоды с приятным кисло-сладким вкусом. Их можно есть сырыми, варить из них варенье, кисель, цукаты, удалив предварительно все колючки.

Опунции очень широко распространены по всей Мексике, а вот небольшой кактус пелецифора аселлиформис растет только в штате Сан-Луис-Потоси. Слово «пелецифора» значит по-гречески «несущая топорики», а видовое название «аселлиформис» переводится как «мокрицевидная».

Не правда ли, странное название для кактуса! Но возьмите лупу и рассмотрите это красивое растение поближе. Его твердые выросты-сосочки действительно напоминают маленькие топорики, а на их концах как бы притаилась настоящая многоногая мокрица. Осторожно потрогайте пелецифору рукой — совсем даже не колючее это серо-зеленое растение, только очень твердое. И у себя на родине, и в комнатных коллекциях оно встречается редко.

Высокий свечевидный кактус с голубоватым налетом, который попался нам на пути, — миртиллокактус. Он цветет мелкими желтыми цветочками, которые после опыления дают небольшие ягоды, похожие на виноград, только растут они поодиночке. И само название растения характерно, что означает «ягодный кактус». Сладкие ягоды миртиллокактуса продаются на мексиканских базарах и свежими, и сухими. Высушенные на солнце, они похожи на изюм.

Путешествуя по штату Тамаулипас, мы встретим маленький кактус с серым пухом на макушке и крупными фиолетовыми цветами. Это редкий энцефалокарпус стробилиформис — «головоплодник шишковидный». Он и впрямь похож на молодую еловую шишку — так плотно прилегают друг к другу его мелкие черепицевидные сосочки. Плоды этого кактуса созревают прямо на макушке и засыхают там, оставаясь глубоко спрятанными в «шерсть». Отсюда и название — «головоплодник».

В горах Восточной Сьерра-Мадре растет мамиллярия меланоцентра с иссиня-черными центральными колючками, а невдалеке от нее на каменистых склонах можно встретить вилькоксию тамаулипскую. Ее тонкие прямостоячие стебельки несут на своих концах прекрасные розовые цветы. Они служат как бы прямым продолжением стебля. Такое расположение цветов не часто встретишь у кактусов.

На севере Мексики обнаружим еще два очень редких родственных друг другу кактуса. Название ариокарпус тригонус можно перевести как «рябиноплодник треугольный». Его он получил за форму сосочков, ну а родовое название говорит само за себя. Розеокактус фиссуратус («бороздчатый») раскрывает розовые цветы размером до четырех сантиметров. Оба эти кактуса серо-коричневые и хорошо маскируются среди окружающих камней.

Теперь нам предстоит побывать на северо-западе Мексики, в засушливых пустынях Чиуауа и Сонора. Пустыня Сонора — страна гигантских карнегий, называемых здесь «сагуаро». Эти великаны с крупными белыми  и как бы восковыми цветами могут достигать высоты семиэтажного дома. Их разветвленные, подобно канделябрам, стволы тянутся к небу.

Кажется, будто, воздев руки, они молят о пощаде. Такое впечатление вполне обоснованно. За последние десятилетия эти вечные и непобедимые многотонные гиганты почти наполовину истреблены, и не только в ходе освоения пустынь, но и просто туристами. Область распространения карнегий объявлена национальным заповедником.

Теперь нам осталось пересечь Калифорнийский залив и закончить путешествие по Мексике на полуострове Нижняя Калифорния. Здесь, на прибрежных равнинах, в сыпучих песках мы сразу приметим необычный кактус, толстые стебли которого стелются по земле, а конец их загнут вверх.

Издали кажется, что гигантская гусеница ползет по песку. На поверхности лежачего стебля из ареол образуются боковые корни, старая часть потом отмирает, молодая растет дальше. Кактус будто медленно движется, преодолевая каждый год до полуметра. Это — махайроцереус эрука, что в переводе значит «кинжалоцереус гусеничный». Его острые, загнутые назад колючки действительно напоминают кинжалы. Махайроцереусы растут целыми колониями, в которых от общего центра — бывшего основного ствола — как спицы у колеса, расползаются по радиусам молодые стебли.

Подошло к концу наше путешествие по замечательному миру мексиканских кактусов. Возвратившись к вашим комнатным колючим любимцам, вы будете уже больше знать о природе Мексики и об интересных особенностях населяющих ее колючих созданий.

Владимир ОЛЬХОВИК, биолог

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 173 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru