ЛОКАТОР, ДОСТИГШИЙ ТАЙНЫ

Прибор показал: структура одной из воронок в районе падения Тунгусского метеорита имеет ударное происхождение.

Через 102 года после падения в эвенкийской тайге знаменитого метеорита удалось определить место падения одного из осколков и изучить состав вещества этого космического тела. Это сделал российский исследователь Владимир Алексеев с использованием современного уникального прибора — георадара. В результате он доказал, что тело представляло собой вовсе не метеорит, а ледяную комету.

Площадка под просветкой

В последний день июня 1908 года на район Подкаменной Тунгуски пришелся удар страшной силы, сравнимый со взрывом крупной водородной бомбы. Была выдвинута гипотеза о падении метеорита, которая, однако, сразу же была подвергнута критике. И сегодня не стихают споры о том, что представляло собой это Тунгусское космическое тело и, что самое поразительное, было ли оно вообще.

Многочисленные экспедиции не сумели обнаружить практически ни одного материального свидетельства падения метеорита — ни кратера, ни остатков самого небесного камня.

И это притом что вокруг центра взрыва на площади 2500 квадратных километров был повален лес, взрывной эффект был зафиксирован сейсмическими лабораториями всего мира, а над Сибирью несколько дней светилось небо.

Предложено пять основных теорий, пытающихся объяснить причину случившегося:

падение метеорита, который без остатка взорвался над поверхностью Земли;

взрыв ледяной кометы, очевидно, почти не давшей осколков;

падение неисправного звездолета;

объемный взрыв болотного газа, наподобие вакуумной бомбы;

тайные эксперименты Николы Тесла.

Впрочем, одним из вариантов теории под номером четыре является взрыв не болотного газа, а тучи комаров, действительно наблюдающихся в этом районе в умопомрачительном количестве.

Однако будем считать эту теорию результатом помрачения человеческого рассудка. В здравом же уме стоит обсуждать только первую и вторую теории, причем у первой три года назад появились некоторые доказательства.

Экспедиция итальянских ученых провела геологическое исследование озера Чеко, находящегося в нескольких километрах от центра взрыва, и установила, что водоем представляет собой коническую воронку с довольно большой, не характерной для здешних мест глубиной — около 50 метров.

Все это наводит на мысль о падении здесь куска от Тунгусского метеорита. Мощность взрыва, который мог бы образовать такую воронку, оценивается в 40 мегатонн, что намного больше мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму.

За время, прошедшее после падения Тунгусского метеорита, совершились две мировые войны, распались Австро-Венгерская, Османская и Британская империи. Кроме того, образовалось и развалилось гигантское государство — СССР, в быт вошли телевидение, Интернет, появилось атомное и термоядерное оружие, расшифрован геном человека и природа наследственности, а человечество все еще волнуют новости из далекого 30 июня 1908 года.

И вот совсем недавно группа Владимира Алексеева из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ), не первый год занимающаяся проблемой Тунгуски, впервые получила доказательство кометной теории взрыва 1908 года.

Вот что свидетельствует руководитель экспедиции:

— В Москве имеются уникальные приборы — георадары, способные просвечивать землю до глубины 100 метров. Эти приборы разработаны сотрудниками Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН).

Итак, на территории государственного заповедника «Тунгусский» были выделены площадки, где могли бы сохраниться куски Тунгусского космического тела. К этим площадкам относятся болото Бублик, Сусловская и Клюквенная воронки, аномалии на островах Южного болота и то самое озеро Чеко.

Шепотом об открытии

Наиболее интересной оказалась Сусловская воронка, изученная еще в 1928 году первым и знаменитым исследователем Тунгуски Леонидом Куликом. Для поиска осколков небесного тела Кулик прорыл канал и спустил воду из воронки, на ее дне нашел косо срезанный пень и лед, похоже, кометного происхождения. А в прошлом году группа Алексеева провела исследование этой воронки с помощью георадара «Лоза».

Структура воронки оказалась такой: сверху находятся слои современной вечной мерзлоты, далее нижележащие разрушенные слои, и, наконец, еще глубже обнаруживаются фрагменты космического тела, которые необходимо исследовать с помощью бурения. В любом случае совершенно ясно, что воронка имеет ударное происхождение.

Кометы обычно состоят изо льда — замороженных космическим холодом воды, метана и других газов в смеси с твердыми частицами. Этакие грязные снежки массой сотни миллиардов тонн и хвостом длиной миллионы километров, образующимся при испарении этого льда Солнцем.

У комет есть твердое компактное ядро, однако при взрыве Тунгусской кометы, скорее всего, оно должно было разрушиться.

Группа Алексеева изучала мелкое вещество неземного происхождения, задержавшееся в смоле деревьев после взрыва, и пришла к выводу, что это вещество очень близко по составу к чисто классическому, кометному.

И, наконец (наверное, об этом пока надо говорить шепотом!), Владимир Алексеев обнаружил следы трития-3, что свидетельствует о термоядерном характере тунгусского взрыва. То есть что это все-таки была природная водородная бомба.

Если предположение подтвердится — вот это будет бомба!

Петр ОБРАЗЦОВ, кандидат химических наук

НАША СПРАВКА

Геофизический комплекс для определения границ геологических слоев «Лоза» относится к приборам для исследования подповерхностной структуры почвы до глубины несколько десятков метров.

Конструкция антенн георадара обеспечивает отсутствие паразитных «звонов» зондирующего импульса при размещении антенн на грунте. Георадарное зондирование, не требующее свободного пространства для развертывания необходимой аппаратуры, может эффективно применяться в условиях тесной городской застройки с интенсивным движением транспорта, а также при наличии помех в зоне воздействия объектов сильного радио- и электромагнитного излучения, затрудняющих использование других геофизических методов.