Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

АЛЬМА-МАТЕР КРАСНОЯРСКИХ НЕФТЯНИКОВ

Без большой науки сибирское «черное золото» не освоить

В апреле уходящего года на пустыре близ университетской «горы» началось строительство корпуса Института нефти и газа. Сегодня там высится восьмиэтажное здание, подведены тепло, свет, идет отделка помещений. В сентябре 2010 года вуз должен принять в своих стенах более 800 студентов, будущих специалистов нефтегазовой отрасли. Посетивший недавно СФУ президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков выразил удовлетворение ходом работ, готовность выделения средств под новые объекты и оборудование.

В связке с «роснефтью»
Компания «Роснефть» сделала немалые пожертвования на строительство Института нефти и газа в Красноярске. Кроме того, финансирование осуществляется из федерального бюджета — по линии СФУ и краевого бюджета.
Но, если быть точным, инициатива создания этого вуза принадлежит, прежде всего, властям, правительству края, в частности, губернатору Александру Хлопонину и заместителю правительства Андрею Гнездилову, как уточняют в дирекции института.
В 2005 году по заказу администрации Красноярского края была разработана краевая программа «Стратегия создания нефтегазового комплекса для ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов». В этой программе недостаточно полно была раскрыта проблема кадрового обеспечения развития отрасли.
Это и отметили ведущие геологи-практики, в том числе Вячеслав Васильев, 40 лет — с Куюмбы — занимающийся поиском и разведкой в крае нефтегазовых месторождений. Поэтому тут же последовало распоряжение губернатора Красноярского края об организации рабочей группы из специалистов практиков, вузовской науки и двух департаментов администрации по разработке мероприятий по организации в Красноярске Института нефти и газа с целевым назначением: обеспечение специалистами горной и нефтегазовой отраслей объединенного Красноярского края, Восточной Сибири, Дальнего Востока и стран АТР.
Авторским коллективом при горячей поддержке первых лиц края была разработана концепция создания института, введенного позднее, в 2007 году, в рамки создаваемого СФУ.
Собственно, того требовала объективная практика. С чего зачастую начинаются телевизионные новости? С цены на баррель. Российская экономика зиждется пока на нефти. Истощающиеся тюменские месторождения требуют хорошего «помощника». А им может стать только Сибирская платформа с потенциалом в 5-6 миллиардов тонн углеводородного сырья. Тем более, на территории региона с начала 1970-х годов разрабатываются Куюмбинское, Юрубченское и Ванкорское месторождения.
— Сибирская платформа по геологическому строению очень сложный район,— рассказывает заместитель директора Института нефти и газа профессор Вячеслав Васильев. — Здесь собраны все загадки и «пакости» геологии: есть тюменские, африканские, бразильские условия, только на порядок хуже.
Специфика региональной геологии ведет к созданию учебных и научных заведений. С добычей нефти в Баку еще в царские времена связывается создание знаменитого Губкинского института, позднее института нефти и газа в Баку. Открыли прикарпатскую нефть — появился вуз в Ивано-Франковске. С разведкой уральских месторождений — Уфимский институт, тюменских — Тюменский индустриальный. Специфика сибирского региона диктует необходимость создания подобного вуза в Красноярске как высшего учебного заведения, так и научно-исследовательского центра. Без большой нефтяной науки, которой в регионе нет, Сибирскую платформу не освоить.
Ванкор по условиям разведки, добычи полезных ископаемых приближается к Западной Сибири. Его нефть доступнее, с удобным географическим расположением, инфраструктурой, как Пурпе, откуда не только на запад, но и на восток посредством нефтепровода ВСТО государству можно иметь выгодных экспортеров. Немаловажно, что нефть Ванкора почти без серы, приближается по качеству к арабской, а значит, дороже стоит. Все это определило разработку этого месторождения «Роснефтью», а вместе с ним — частичный патронаж и софинансирование Института нефти и газа.

Кадры решают все
С разработкой концепции института, что покоится на «трех слонах» — образовательном, научно-исследовательском и учебно-производственном блоках, была создана кафедра геологии нефти и газа в Красноярской академии цветных металлов и золота. В политехническом институте, вошедшем в СФУ, уже действовала кафедра машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов. С этого, собственно, и начался нефтяной институт в Красноярске, становлению и развитию которого уделяет огромное внимание ректор сфу академик Евгений Ваганов.
В последующие два года был сделан набор механиков. Нынче, при самом высоком конкурсе среди технических вузов: 11 человек на место, открылась новая специальность — геофизика нефти и газа. В трех подразделениях СФУ сегодня обучается 700 студентов, будущих нефтяников и газовиков. К их услугам 12 специальных лабораторий, более десятка кафедр, число которых постоянно растет. Кафедру переработки нефти возглавил известный красноярский ученый, специалист по топливам Владимир Твердохлебов, кафедру геофизики — известный геолог, заместитель генерального директора по геологии и геофизике ЗАО «Ванкорнефть» Владимир Кринин. Однако потребность в высокоуровневой профессуре для института остается актуальной.
Дирекция института будет приглашать специалистов из ведущих российских вузов, из-за рубежа, опираться на сибирских, красноярских ученых и, конечно, готовить собственные научные кадры в стенах института.
Со следующего года перечень специальностей нефтяного вуза будет увеличен, пополнится буровиками, разработчиками нефтяных и газовых месторождений, будущими инженерами по топливу и ГСМ, а также пожарной безопасности. В 2008 году институтом сделан первый выпуск — полторы сотни специалистов работают в ЗАО «Ванкорнефть», НК «Роснефть». Готовится к выпуску вторая группа дипломников, которую ждут в компании. К 2015 году планируется довести выпуск дипломированных специалистов до 550-600 человек.

От рабочего до инженера
Каждый инженер, выходящий из института, должен владеть одной-двумя рабочими профессиями. От инженера до рабочего, и, наоборот, от рабочего до инженера — такая идеология культивируется в образовательном процессе вуза.
Не факт, что каждый получивший диплом поедет на Север, станет работать на буровой. Часть студентов, особенно непопулярных профессий, «платников» — это ни для кого не секрет — избегают армии, им неважно, какой получить диплом, и будут они работать по специальности или нет — дело десятое. В то же время огромная масса молодых людей остается не у дел. Кто-то служил в армии, кто-то торговал на рынке — почему не учился? Да средств на то не было! Вот такой слой неустроенной молодежи и намерен привлечь — через учебно-производственный центр — институт, вернее, создатели центра во главе опять же с профессором Вячеславом Васильевым.
Как практики, бывшие руководители, хорошо знающие производство, они хотят организовать такую систему, которая бы позволяла привлечь людей, целенаправленно желающих быть нефтяниками.
— Допустим, пришел к нам человек после армии, — поясняет Вячеслав Григорьевич. — Специальности у него никакой, а в охранники идти не хочет. Мы предлагаем ему заключить трехсторонний контракт: с образовательным учреждением, работодателем и центром. Мы берем тебя на образование до инженера — ступенчато. Сначала готовим на помощника бурильщика, устраиваем на работу. Но ты, прилетая с вахты (а отдых может длиться полмесяца-месяц), обязан учиться: платно, уже на бурильщика. Далее, пока человек трудится бурильщиком, мы готовим его к поступлению в техникум. И не на первый курс, а на третий. Затем на тех же условиях, но без экзаменов, по собеседованию, вахтовик может поступить в институт. Не беда, если он раньше «сошел с дистанции», пожелал остаться бурильщиком или мастером — он получил профессию, а мы квалифицированного, закрепившегося на «нефтянке» работника.
Следует добавить, что «покупка» образования происходит по индивидуальному плану. Договорник слушает лекции, сдает экзамены, где ему удобно: в Туре, Красноярске, Дудинке; ПТУ, техникуме, институте — весь образовательный ресурс к его услугам. Смысл в том, что не человек подбирается под образование, а образование — под человека. Со всем сопутствующим учебно-производственным комплексом, в который на координирующих — не командных началах, входит система курсов подготовки кадров, училищ, техникумов, вузов региона.
Над этой новой, имеющей огромную социальную значимость проблемой и работает Васильев с коллегами.

Социальная составляющая
Институту, учебно-производственному центру нужен свой полигон. Техника, оборудование нефтегазового комплекса сложны, часто зарубежного производства. Будущему нефтянику необходимо знать, с чем он столкнется в условиях Севера. Для учебно-лабораторного комплекса Института нефти и газа закуплено самое современное оборудования на 85 миллионов рублей. Полигон также должен быть оснащен всем технологическим комплексом — от буровой установки до геофизического оборудования и аппаратов по переработке нефти.
Впередсмотрящие руководители Сосновоборска предлагают создать такой полигон у себя. Объединив училища, техникум, предоставив свободные территории для возведения недостающих объектов. В Сосновоборске есть кадровый потенциал, создана необходимая инфраструктура, немаловажно, что он входит в Красноярскую агломерацию.
— Другого народа, кроме сибиряков-красноярцев, у нас нет, — заключает Вячеслав Васильев. — Из Тюмени, Уренгоя специалисты не поедут — жизнь там налажена. А если поедут, то за очень большую зарплату несколько сотен тысяч рублей, что войдет в себестоимость нефти. Как ни крути, кадры для регионального нефтяного комплекса в расчете на ближнюю и дальнюю перспективы надо готовить самим.

Красноярский — значит лучший
Проезжая проспектом Свободным в сторону университетской «горы», за архитектурно-строительным институтом можно увидеть оригинальное здание. Институт нефти и газа СФУ создается по индивидуальному проекту, с использованием передовых технологий и материалов — таков почерк нефтяников. «Мы построим в Красноярске лучший в мире Институт нефти и газа», — эта фраза премьера России Владимира Путина, побывавшего в СФУ, стала крылатой. Особое значение приобретают эти слова для тех, кто создает институт.
Уникальность сибирской платформы, специфика, а порой коварство самой древней на Земле рифейской нефтегазовой зоны заставит проводить сложнейшие исследования, применять современные технологии. Это повлечет за собой открытия, выведет нефтегазовую науку и практику на новый уровень. За красноярским Институтом нефти и газа СФУ, безусловно, большое будущее.

Надежда КОЗЛОВА
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 389 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru