Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

НОЖ ОТ КНЯЗЬЦА КУРАГИ

«Железное дело» Демидовых общеизвестно, а о выплавке железа
на территории нашего края знают лишь специалисты
 В   Енисейской губернии, около поселка Ирба, в 1734-1850 годах на рудах Ирбинского железорудного месторождения работал первый в Сибири чугуноделательный завод. 
Деревня Малая Ирба была образована русскими переселенцами на речке Малая Ирба. Через 15 лет на Большой Ирбе была образована деревня с соответствующим названием. 
 
Под началом поручика Лукашова
Эти населенные пункты располагались около железорудного месторождения и Ирбинского железоделательного завода, история которого ведет свое начало от царского указа 1737 года. Первую продукцию завод выпустил в 1740 году. Максимальный выпуск — 450 тонн железных изделий в год. 
Железоделательный завод за сотни лет истории то возрождался, то приходил в упадок. Приписанные к нему крестьяне, каторжные и ссыльные оседали на близлежащих землях.
А первоначально руду использовали проживавшие в Тубинском княжестве хакасы. Князец Кураги показал енисейскому воеводе Римскому-Корсакову нож, изготовленный из Ирбинского железа. Так стало известно о месторождении.
В 1732 году абаканский кузнец Косеевич начал плавить руду в деревне Ирба. В 1737 году указом Сената принимается решение о строительстве казенного Ирбинского железорудного завода. Вместе с Ирбинским заводом одновременно строился Луказский медеплавильный завод.
В ноябре 1737 года руководить строительством заводов прибыл из Колывани поручик Исай Лукашов. Плотины строил уральский мастер Роман Латников. Латников (старообрядец) до этого возводил плотины Сысертского и Сылвинского заводов.
Для создания предприятия были откомандированы 216 человек, работавших на заводах и рудниках Урала, а также под конвоем солдат приведены около 300 ссыльных. В мае 1738 года началось строительство Ирбинского завода. Большая часть строительства была завершена к ноябрю 1738 года.
Позднее были достроены доменная фабрика, кузница, молотовая и фурмовая фабрики. Работы велись по-стахановски: 26 февраля 1740 года была пущена ирбинская домна, а 18 марта 1740 года на Ирбинском заводе начали ковать полосовое и брусчатое железо два из трех молотов. Вокруг Ирбинского завода была построена палисадная крепость, два бастиона, башня над воротами. Внутри крепости разметили четыре улицы на 52 двора. Для работы завода требовался древесный уголь, его и другие грузы доставляли на завод приписные крестьяне
 
Подвел рынок сбыта
Вначале завод поставлял свою продукцию для строительства Луказского медеплавильного и Ирбинского предприятий. Ирбинский произвел в 1740 году более 28 тысяч пудов чугуна и железа, в 1741 году — более 32 тысяч пудов, в 1742 и 1743 годах производство снизилось до семи и восьми тысяч пудов, а в 1744 году — до 1199 пудов. Менее одного процента продукции было реализовано на местном рынке — в Абаканский острог, большая часть изделий пошла на нужды самого завода, остальное — продано в другие казенные предприятия. Пятилетняя деятельность Ирбинского завода принесла казне значительный убыток. Завод за время своего существования несколько раз закрывался и менял владельцев.
С 1759 года завод поставлял свою продукцию для барнаульских предприятий. Готовое железо сплавляли по рекам Туба, Енисей, Чулым. По разным сведениям, в 1772 или 1774 году завод был передан в купеческое содержание московскому купцу Ивану Савельеву. В 1780-1788 годах здесь произвели 170 800 пудов железа, чугуна и посуды. Из них около 70 процентов продукции было продано частным потребителям, а треть поставлена на нерчинские и алтайские предприятия. Однако из-за проблем со сбытом продукции к концу 1780-х годов он разорился.
В 1801 году завод перешел в распоряжение иркутскому купцу Е. Кузнецову и казанскому Патюкову. В первой четверти XIX века Ирбинский завод был единственным в Сибири частным заводом в черной металлургии. После смерти купца Патюкова в 1828 году завод закрылся. Практически все железоделательное производство в Сибири оказалось сконцентрировано на казенных предприятиях.
Завод испытывал трудности со сбытом продукции, поскольку в Енисейской губернии существовало большое количество кустарных мастерских, производивших металлическую продукцию. В одном только Енисейске в 1865 году работали 33 кузницы, которые производили ежегодно около 30 тысяч пудов железа, что сравнимо с мощностью завода. К тому же в Сибирь в больших количествах завозили железо и чугун с горнозаводских предприятий Урала.
Наконец, в 1886 году предприятие конфисковали в пользу государства. Часть разрушенных сооружений завода сохранилась вблизи поселка Большая Ирба Курагинского района.
На снимках: макет Ирбинского железоделательного завода; река Большая Ирба

 


НАША СПРАВКА

 

На Ирбинском железорудном месторождении выявлено 54 рудных тела длиной от 70 до тысячи метров и мощностью до 100 метров. Выходы рудных тел на поверхность перекрыты рыхлыми отложениями мощностью до 20 метров. Главный рудный минерал — магнетит, второстепенные — гематит, мушкетовит, лимонит, пирит, халькопирит. Балансовые запасы руды 60 миллионов тонн, среднее содержание железа в руде 37,3 процента. 

 




МАВЗОЛЕЙ
ИЗ ГЛУБИН ВЕКОВ
 
Курган, расположенный в местечке Барсучий лог, является одним из крупнейших в Хакасии.
Его так и назвали, по месту расположения — Барсучий лог. Курган был раскопан в 2004-2006 годах совместной археологической экспедицией Хакасского государственного университета и Немецкого археологического института. Ученые установили, что сооружен он был в середине I тысячелетия до нашей эры сразу для трех тагарских вождей и одной царицы. 
В разграбленной погребальной камере Барсучьего лога археологам удалось обнаружить 52 фрагмента золотой фольги. Сейчас благородный металл хранится в фондах Хакасского национального краеведческого музея.
Каменные плиты разных размеров, положенные друг на друга, составляют ограду захоронения площадью почти 300 квадратных метров, ограда скрыта земляной насыпью и сложена по той же технике, что и на Большом Салбыке. Однако если на Салбыкском кургане ограда возведена из огромных каменных блоков, то здесь древние строители использовали для нее стелы из еще более древних могильных плит. Внутри ограды красная вытоптанная глина. 
Могила-мавзолей — просторное помещение и находится под землей. Стены погребальной камеры сложены из вековых стволов лиственницы, доставленных сюда волоком из тайги за много километров. На месте бревна разбивали клиньями и обматывали слоями тщательно сшитой бересты. Береста не пропускала влагу и, будучи хорошим антисептиком, сохранила бревна в отличном состоянии. Кроме того, практически из ничего — пыли, дерна, бревен и озерной глины — скифы создали конструкцию, которая простояла более двух тысяч лет, не изменив формы, даже несмотря на неоднократное разграбление.
Чтобы не допустить разрушения, древние строители обмазывали вальки земли раствором речной глины и дерна. Использование вяжущих материалов говорит об уровне цивилизации, ведь раньше была известна только сухая кладка. Масштаб строительства свидетельствует: эти племена стояли на пороге государственности. Так, только в хакасских степях скифы оставили 100 тысяч курганов с захоронениями своих царей. Для подобного размаха строительства были нужны не столько простые землекопы с чернорабочими, но и класс технически грамотных архитекторов, инженеров, математиков. Чтобы построить курган в Барсучьем логе, скифам, по мнению ученых, понадобилось около двух месяцев труда.
Российско-германская экспедиция археологов в течение трех лет в Усть-Абаканском районе, близ села Московского, проводила раскопки кургана Барсучий лог. Немецкую сторону представляли исследователи тувинского «Аржаана-2», президент Немецкого археологического института Герман Парцингер и научный сотрудник этого же вуза Анатоль Наглер. С русской стороны раскопки проводил Хакасский госуниверситет, который представлял доцент кафедры археологии и этнографии Института истории и права Андрей Готлиб, при участии Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Курган Барсучий лог — удивительное открытие тагарской эпохи.
 
Материалы подготовил Владимир ГАЛИН 
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 106 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru