Лучшей картиной радиста владимира косова считается «солнечный крест».
Красноярский художник Владимир Косов по профессии бортрадист, он облетал на самолете все уголки Крайнего Севера и Арктики и даже дважды умудрялся писать пейзажи на Северном полюсе.
Его рассказы о работе над этюдами на дрейфующих льдах Ледовитого океана очень занимательны.
Главное, чтобы Бог дал хорошую погоду — относительно не холодную и тихую. Ландшафт вокруг всегда фантастический — нагромождение льдин до 20-30 метров.
При сжатии появляются цвета от ультрамарина до чисто белого. Солнце то красное, то ослепительное.
Краски готовятся заранее — каждый тюбик разворачивается, заливается керосином и тщательно размешивается.
Палитра нагревается на горелке.
Перед выходом в унт засовывается банка консервов или шоколадка. Нож, портативная радиостанция, карабин, горсть патронов — это тоже необходимые атрибуты.
Разведенных красок хватает минут на 10-15, затем они дубеют. Поэтому доводка этюда происходит уже в палатке.
Когда делается карандашный набросок, художнику не стоит забывать, что рядом может оказаться «мишка». Поэтому ракетница тоже всегда при себе, а к ней в основном зеленые ракеты, для медведя этот цвет — экзотичный.
Владимир Косов увлекся живописью в детстве и пронес это увлечение через весь авиационный трудовой стаж. Впрочем, успел он окончить и Московский университет живописи и графики.
Больше всего новых этюдов у него появлялось на Севере с первым арктическим солнцем, когда оно выглядывало на 20-30 минут. С ним связано рождение лучшей и самой любимой картины художника «Явление ГАЛО».
Это очень редкое явление, которое далеко не всем полярникам удавалось наблюдать. Кстати, по-другому его называют «Солнечный крест» или «Знамение Божье».
— Совершили мы как-то посадку на дрейфующий лед поблизости от канадского острова Элсмир, — вспоминает Косов. — Пошел я в палатку покемарить. Черные шторки задвинул, вот и ночь. На полу чайник замерзает. В полуметре от поверхности температура 0 градусов по Цельсию, в метре — плюс 16, под потолком — 24. Только в дремоту провалился, ребята заскакивают, кричат: «Володя, явление ГАЛО!» Тогда льды разошлись, и при температуре минус 40 вода начала парить. Тут — солнце, радуга. От солнца идет крест. В месте пересечения в радуге зажигается еще одно, на этот раз ложное солнце, оно — по цветам радуги. Лишь цвет ее обратный: внутренний — теплый цвет, а внешний — холодный, то есть синий. Все зачарованы, стоят в оцепенении лицом к солнцу. Но вот льды с грохотом сходятся, и все исчезает. Только небо разложено по цветам: от соломенно-желтого, если смотреть в сторону солнца, до темно-фиолетового, если смотреть в другую сторону.
Первая выставка живописи Владимира Косова состоялась на Северном полюсе в 1977 году. Публикации о ней прошли как в советской, так и в зарубежной печати.
Сейчас бортрадист-художник на пенсии, но с авиацией связь не теряет. Дежурит в управлении аэронавигации, а в ночные часы садится за мольберт.
В последние годы интерес к оригинальной и «экологически чистой» живописи Владимира Косова сильно возрос. Одна за другой проходят выставки в Красноярске, Железногорске, Зеленогорске…
В свой день рождения, 12 февраля, художник развесил полотна в редакции красноярской краевой экологической газеты «Наш край».
Журналисты помимо знакомства с творчеством самобытного художника в полной мере насладились рассказами о полярных приключениях не только именинника, но и его друзей — почетных полярников России пилота первого класса Александра Бахметьева и заслуженного штурмана СССР Валентина Удалова.
Редакционный совет, журналистский коллектив и гости редакции поздравили Владимира Косова с днем рождения и пожелали ему творческого долголетия.
Борис ПЕСТРЯКОВ, директор Центра по научно-прикладным исследованиям севера России, Арктики и Антарктиды Петровской академии наук и искусств