Уроки среди экспонатов

Печать

Возможно, где-то в экспозиционных залах веселый детский
гвалт считается недопустимым, но только не в Музее леса


Здесь звонкие голоса дошколят в первой половине дня — дело обычное, это означает, что в музей пришла очередная группа детсадовского возраста.
Вот свою группу «Скворушка» на открытый урок привела воспитатель детского сада «Лесовичок» Октябрьского района Красноярска Вера Гречина. Тема занятий среди экспонатов отвечает сезону: «Осенние дары леса», а проводили его почти все сотрудники музея, включая директора — начальника отдела Лесопожарного центра по пропаганде в области охраны леса Наталью Горских.
Как уже писал «Наш край», Музей леса вошел в структуру государственного предприятия Красноярского края — «Лесопожарный центр». Поэтому на первый план у музейщиков выдвинута работа по воспитанию бережного отношения к лесу и окружающей природе.
Тысячи человек ежегодно приходят в музей группами и поодиночке, самостоятельно или под познавательную лекцию опытных гидов, дипломированных лесоводов, знакомятся с многочисленными экспонатами. По экспозициям музея можно как проследить историю лесного хозяйства и лесной промышленности Красноярского края, так и глубоко проникнуть в жизнь разнообразных лесных экосистем, которыми так богат регион в самом центре России.
Кого больше, взрослых или детей, можно увидеть на экскурсиях — это легко подсчитать по толстому журналу посещений. Судя по всему, примерно поровну. Но все-таки более желанными посетителями, хотя и весьма беспокойными из-за своего неуемного любопытства и неукротимой энергии, для сотрудников музея остаются самые маленькие — воспитанники детских садов. Как раз с этого возраста и начинается воспитание юных граждан, введение их в круг экологических проблем.
— Наш музей отличается от большинства хранилищ экспонатов тем, что все можно потрогать, взять в руки, поставить удобнее, чтобы срисовать или сфотографировать то, что особенно понравилось, — говорит Наталья Иосифовна. — Для самых маленьких каждая экскурсия превращается в игру, а потом, что-то узнав или увидев, выбрав самое для себя интересное, они тут же лепят из пластилина, рисуют на бумаге.
Сейчас детвора получила задание — набрать в лукошко то, что выросло к осени в лесу. В первую очередь, конечно же, все бросаются искать грибы, тем более что музейная коллекция этих лесных жителей впечатляет разнообразием.
А есть еще ягоды, кедровые орехи, даже такие простые, но раскрашенные осенью листья березы, осины, рябины, ольхи и других деревьев, их тоже смело можно отнести к таежным дарам.
Кто что нашел, почему ему находка понравилась — мальчишки и девчонки тут же рассказывали и показывали, потом вылепили и нарисовали.
— Занятия в нашем музее отличаются особой познавательностью, доступностью для малышей, они очень интересны и насыщены позитивной энергией, — уверяет воспитатель группы Вера Гречина. — Ребятишкам надолго запоминаются эти уроки, и мы бы с удовольствием опять сюда приехали.
Хотя Вера Петровна понимает, что ждать придется долго. На осенние экскурсии и занятия в Музее леса учителя красноярских и пригородных школ, воспитатели детских садов записывают своих питомцев еще весной. Скромному штату сотрудников музея не под силу обеспечить сразу все заявки, и потому приходится выстраивать посетителей в долгую очередь ожидания.
Председатель Общества лесоводов Красноярского края Анатолий Гребинник при любой возможности старается заглянуть в музей и тоже радуется детским голосам в его залах.
— Для детворы такие уроки дают очень много, — считает Анатолий Владимирович. – Они с самых первых лет жизни начинают понимать, какое это огромное, прекрасное и интересное царство —  наша природа, наш лес.  В музее им просто, играючи и потому доходчиво объясняется, что в нашем мире все взаимосвязано, и поэтому природу, в которой мы все живем, необходимо ценить, любить и беречь.
Геннадий МИРОНОВ.
Фото предоставлено
Музеем леса