На краю Земли

Печать

Попигайских долган, которые занимаются оленеводством
на Таймыре, можно с горечью назвать «последними из могикан»


Летом прошлого года мы отправились в экспедицию к одной из самых изолированных этнических групп на карте Центральной Сибири — попигайским долганам. Добрались на самолете до районного центра Хатанга, и дальше наш путь лежал в самый удаленный и труднодоступный поселок нашего края — Попигай, что находится на границе с Республикой Саха.

 

Чай в компании аборигенов

Дорога до поселка была нелегкой. На катере с гордым именем «Таймыр» мы плыли больше суток по реке Хатанге, далее по реке Попигай, пережили шторм в Хатангском заливе, но все-таки добрались до заветного места.

Попигай — это небольшой поселок, численность которого около 350 человек, почти все из которых — долганы. Это самая восточная территориальная группа долганского этноса, главной географической характеристикой которой является сравнительная изолированность.

От райцентра Хатанга эту группу долган отделяет расстояние свыше 300 километров. Это безжизненная, горно-каменистая тундра, где зимой преобладают сильнейшие ветра, не позволяющие каким-либо передвижениям человека и оленя. Летом транспортное сообщение возможно лишь вертолетом, а с недавнего времени — и пассажирским катером. Зимой же по замерзшим рекам сюда можно добраться на снегоходах. Связи с поселком почти никакой, только посредством рации можно поговорить с Хатангой или оленеводческими бригадами.

Добравшись до поселка, мы сразу начали готовиться к поездке в оленеводческую бригаду. Нам крупно повезло. Один из местных жителей Дмитрий Чуприн находился здесь на каникулах и очень хотел повидаться со своими братьями. Он и согласился любезно доставить нас на моторной лодке в бригаду к оленеводам.

Два часа ходу на моторной лодке, и вот мы уже пьем ароматный чай в компании попигайских оленеводов. По сложившейся традиции необходимо его попить в каждом балке, иначе хозяева могут обидеться. Сам балок представляет собой уникальное жилище. Проще говоря, это домик на нартах. Летом используется так называемый «бездонный» вариант: жилище гораздо легче и проще перевозить оленями при перекочевках.

К вечеру вернулись дежурные оленеводы, пригнав за собой стадо. Оказалось, что несколько оленей потерялись. Общим собранием было решено завтра отправиться на поиски.

Попигайские оленеводы — самые северные кочевники высоких широт, ведь сейчас в мире никто севернее них уже не кочует. Еще до образования в 1930-х годах колхозов на Восточном Таймыре они, как и сейчас, были оленеводами и охотниками на дикого северного оленя.

Время «мерсе»

Хозяйственный уклад долган подчинен ритму сезонных перекочевок с относительно небольшим поголовьем транспортных оленей. Во время перекочевок животноводы занимаются рыбным промыслом, а также охотой на водоплавающую дичь. Раньше ставили пасти-ловушки на песца в зимний период, но сейчас его мех не ценится, поэтому этот промысел почти забыт.

Самым важным фактором жизнеобеспечения долган были и остаются сезонные миграции дикого северного оленя, на которого охотятся дважды в году: весной, когда олень мигрирует на север в арктическую тундру, и осенью, когда он возвращается в лесную зону на юг. Часть животных не уходит на юг, оставаясь на зимовку в местах кочеваний попигайских долган. Охота ведется все оставшееся время.

На Таймыре долганы постепенно перестают использовать в промысле дикого северного оленя традиционные оленьи упряжки, предпочитая им снегоходы. Практически исчез в промысле маскировочный щиток, уже не охотятся с оленем-манщиком. Оленеводство постепенно приходит в упадок, а увеличивающиеся в численности стада диких животных занимают пастбища домашних оленей. В результате этого, а также в связи с общеэкономической политикой государства в 1990-е годы на территории Восточного Таймыра одно за другим исчезают оленеводческие хозяйства. Одними из последних оленеводов остаются попигайские долганы.

Во многом причиной сохранения оленеводства послужил фактор изолированности и удаленности от транспортных артерий района. Сюда трудно доставлять горючее. В связи с этим использование снегоходов становится невыгодным. Поэтому попигайские промысловики продолжают охотиться на оленьих упряжках, тем самым сохраняя поголовье своих домашних оленей.

Мы оказались у попигайских долган в июле-августе, в то самое время, называемое долганами «мерсе». Это пора самых жарких дней, когда вода в озерах становится теплой, а рыба сонной, и в сеть она не идет. Тепло стоит практически до конца августа.

Сергей БАХТИН,

старший научный сотрудник ФГУ «Заповедник «Таймырский»



КСТАТИ
На стойбище было тихо. Дежурные мужчины-оленеводы следили за стадом,
женщины хлопотали по хозяйству, дети играли, изредка тишину и гармонию этого места нарушал крик чаек.