Решает Бог и народ

Печать

Протоиерея Александра ЗАХАРОВА,
настоятеля храма Царственных страстотерпцев в Сологубовке
Ленинградской области, хорошо знают многие трезвенники

Отец Александр — один из первых священников, заявивших о своей трезвости. Он первым возобновил дореволюционную традицию принятия обета трезвости. Он стоял у истоков основания нашего Всероссийского братства. Мы знаем отца Александра, как автора книг и брошюр.

Книга протоиерея Александра Захарова «История русского народа глазами простолюдина. Избранные места из «Народной монархии» И.Л. Солоневича» в наше неспокойное время заставляет о многом задуматься. Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков.

За что нам такое?


 

Первопричинами народных взлетов и народных падений являются народные грехи и народные добродетели. Все остальное — экономика, финансы, наука, образование, общественно-политическое устройство в стране и т.д. и т.п. — второстепенно. Кара за грехи грядет неизбежно, даже если все вышеперечисленное будет находиться на очень высоком уровне. И наоборот: благоволение Божие к благочестию народа поможет выбраться из самых глубоких экономических и финансовых кризисов, провалов в науке и образовании, общественно-политического хаоса и тому подобного. Успехи и неудачи в народной жизни в первую очередь зависят от духовного здоровья народа.

Все вышесказанное совсем не обязательно принимать на веру. Вглядитесь повнимательней в исторические перипетии народных судеб — история ли это еврейского народа (как она правдивым образом описана в Библии) или история русского народа (реальная, а не партийная). Библейская история в этом отношении является ключом к любой историософии (разумению причинно-следственных связей в исторических процессах). Обратите внимание: вся история ветхозаветного еврейства — это вновь и вновь повторяющаяся причинно-следственная цепочка: грех — наказание — покаяние — прощение.

Не нужно быть прозорливцем, чтобы предсказать для родного народа ближайшие исторические перспективы. Оглянитесь вокруг себя. Если вокруг зло, вражда, ссоры, зависть, обман, сквернословие, корыстолюбие, пошлость, блуд, пьянство и тому подобное, если люди грешат напропалую, да еще при этом и похваляются своими грехами — ближайшая историческая перспектива для таких людей: скорби, слезы и кровь. И наоборот: если люди каются в содеянных грехах и усердствуют в добре — впереди процветание страны.

Вдумчивому человеку во все это даже не надо верить. Кто будет думать — будет знать.

Исправить и не повторять


 

Эта книга — попытка поставить диагноз нашим историческим болезням и на основании этого диагноза наметить общие контуры здорового государственного режима: как строить нашу национальную гигиену для того, чтобы больше не попадать на хирургический стол революции? Именно поэтому я стараюсь избегать канонизации нашего монархического прошлого. «Несть бо человек, аще жив был и не согрешил», — это относится также и к русской Монархии. Если бы она была организована лучше, мы не имели бы ни Февраля, ни Октября.

И то, и другое — расплата за наши собственные ошибки и грехи. Стало быть, нужно эти ошибки и грехи отыскать, по возможности исправить и более не повторять. Особое внимание нужно обратить на тот факт, что в России начала XX века на взлете было все, кроме совести. Стремительно развивались промышленность, сельское хозяйство, банки, кооперативы, литература, живопись, музыка, медицина, наука... И столь же стремительно падал религиозно-нравственный уровень народной жизни. Ушло из жизни главное — рухнуло все остальное...

Противоположности


 

Мировая история не знает более крайних противоположностей, чем истории США и России.

История США повествует о благоговейном изумлении первых переселенцев в Северную Америку. Джон Смис писал: «Никогда еще и небо и земля не были так согласны в создании места для человеческого жительства». Действительно: мягкий климат, плодородная земля, обилие леса и дичи, незамерзающее море с обилием рыбы, возможность выращивания почти любой сельскохозяйственной культуры умеренного климата, лесные промыслы, дававшие сырье для судостроения, уютные гавани, обеспечивающие этому судостроению и материальную и транспортную базу, — и никаких нашествий.

Что было в Москве? Тощий суглинок, маленькая Москва-река, суровый климат, ближайшие моря отрезаны со всех сторон, с «дикого поля» всегдашняя угроза смертоносного татарского набега.

Если в Северной Америке «небо и земля» сговорились в «создании места для человеческого жительства», то в России и небо, и земля, и климат, и география, и история, и политика как будто сговорились, чтобы поставить народ в, казалось бы, безвыходное положение: а ну-ка попробуйте!

И вот в результате диаметрально противоположных геополитических предпосылок выросли два самых сильных государства последнего столетия, и одинаковых и неодинаковых.

С начала семнадцатого века и по нашу пору, то есть примерно 300 лет, попав в исключительно благоприятные условия, американцы «делали доллары», но, кроме долларов, больше ничего не сделали. Им не мешал никто. Мы за это время пережили:

 

 

И тем не менее именно Великороссия построила Империю. Тем не менее, действительно, Ползунов первый изобрел паровую машину, Яблочков — электрическую лампочку накаливания. Попов — беспроволочный телеграф. Тем не менее, Россия дала в литературе Толстого и Достоевского, в химии Бутлерова и Менделеева, в физиологии Сеченова и Павлова, в театре — Станиславского, Дягилева, Шаляпина, в музыке Чайковского, Глинку, Мусоргского, Римского-Корсакова, Скрябина, в войне — Суворова и Кутузова и, кроме всего этого, в самых тяжелых во всей истории человечества условиях построила самую человечную государственность.

И в то же время — самая богатая в истории человечества нация — североамериканская, попавшая в самые благоприятные в истории человечества географические и политические условия, — не создала ничего своего. Все созданное там, даже в области техники — это только использование чужих изобретений. Даже пресловутая американская атомная бомба есть реализация работы русского ученого профессора Капицы.

Кто творит историю?


 

Старая официальная школа учила, что русскую историю творили русские Цари. Я стараюсь показать, как Россия творила Царей — а не Цари Россию.

Цари у нас были разные: удачные и неудачные — но страна росла и ширилась при всех них. Приведу такой пример: при совсем приличном по тем временам правительстве Александра I Россия справилась со всей Европой приблизительно в полгода. При совсем бездарном правительстве Петра I на Швецию понадобился 21 год. Совсем без правительства в эпоху Смуты поляки были ликвидированы примерно в шесть лет. Следовательно — никак не отрицая огромной роли правительства — надо все-таки сказать, что правительство есть величина второстепенная. Решает страна. Были у нас Цари хорошие и плохие, были у нас полководцы великие и бездарные, но при всех них Русь — Киевская, Московская, Петербургская — ширилась и крепла. Стало быть, Цари и полководцы тут более или менее ни при чем. Они могут помогать (Александр I), портить (Петр I), вовсе отсутствовать (Смутное время) — однако за ними действуют силы более мощные: Божий Промысл о народе и сам народ.

Решают не Цари и не полководцы — решает Бог и решает народ.

Но народ решает не просто как физическая масса. Не как толпа численностью двести миллионов человек — по пяти пудов в среднем — итого около миллиарда пудов живого веса. Народ решает, как сумма индивидуальностей, объединенных общими идеалами и общей психологией.

Двести миллионов народонаселения — это, кстати, тоже не просто так, они не с неба свалились. Они тоже результат психологии русского народа. Не результат географии и климата страны — результат психологии народа. Если в 1480 году Испания имела в четыре раза больше людей, чем Россия, а в 1914-м Россия имела в десять раз больше, чем Испания, то это, конечно, не результат благодатного климата Испании или суровой русской зимы. Это результат особенного психического склада русского народа. Выражаясь торжественно: результат деятельности «народного духа».

Несмотря на все ошибки, падения и катастрофы, идущие сквозь нашу трагическую историю, наш народ умел находить выход из, казалось бы, вовсе безвыходных положений, становиться на ноги после тягчайших поражений, правильно ставить свои цели и находить правильные пути их достижения.

Два пути к единству


 

Александр Македонский, за ним Императоры Священной Римской Империи и после них Карл, Наполеон, Бисмарк, Гитлер строили свои Империи «железом и кровью» (выражение Бисмарка). Все эти Империи создавались насилием. Способ несостоятельный, ибо насильственные узы распадаются от первого же толчка. Поэтому тех Империй не стало. Русское имперское строительство избрало более трудные, но и более надежные методы строительства, в основе которых лежит человеческая сердечность. Если те Империи строились насилием — наша: вопреки насилию. Если те создавались завоевателями — наша: против завоевателей. Именно поэтому наша Империя — при всех внешних и внутренних катастрофах, — как только катастрофы ликвидируются, тут же выкарабкивается из-под развалин с развернутым стягом «Всея Великия, Малыя и Белыя Руси» (московская формулировка).

Наполеону Бонапарту принадлежат слова: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные Империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою Империю любовью... На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца».

Россия, в своем имперском строительстве, избрала путь Христов.

Это создало Россию


 

Итак, уже в самом начале русского государственного строительства мы имели:

 

 

Все это появляется в русской жизни как-то сразу, рождается в принципиально законченном виде. Откуда и почему все это появилось — мы не имеем никакого понятия. Но зато ясно, предельно ясно понимаем: именно это создало Россию.

Искание Божьей Правды


 

Русский народ стоит сегодня перед вопросом: выживет ли он, как великий народ? Или утонет в «этнографическом океане»?.. Учитывая сложившуюся ситуацию, для нас было бы очень полезно идею служения человечеству заменить — хотя бы на какой-то период времени — идеей служения себе. Истинно христианскую формулировку: «кто хочет быть первым — будь всем слугою» нам нужно попробовать прочесть с конца: «кто хочет быть всем слугою — будь первым». Преподобный Серафим Саровский формулировал это: «Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи». Дабы шествие по этому спасительному пути было успешным, мы должны сказать самим себе — скромно, без зазнайства, но, вместе с этим, совершенно твердо, что мы, русские, есть моральная аристократия мира, идущая на смену сословной и финансовой. И далее — доказать свою моральность уже не на словах, а на деле. Все это русскому народу будет по плечу, лишь если он останется великим народом. А великим он останется, лишь став по-настоящему православным.

Православная вера — не только догматически, но и практически — выступает в мире как вера наибольшей человечности и наибольшей любви.

Православие несет и несло в мир то искание Божьей Правды на нашей грешной земле, которое так характерно для всей русской литературы, для всех преданий и былин русской истории, для всего нашего народа вообще. Православие — не торопится: Бог правду видит, да не скоро скажет. Но все-таки «скажет», и нельзя ускорять насилием поставленных Им сроков.

Русское мировоззрение отличается огромным доверием к людям. Это доверие опирается на православное мироощущение и вытекает из него.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит:

«Возлюбленные! Будем любить друг друга потому, что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога: кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». (1 Ин. 4, 7-8).

И еще:

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ин. 3, 16).

…Неужели «отдал» зря? Нет, конечно! Бог ничего не делает зря, Он не Творец напраслины.

Но если все сказанное в Новом Завете, есть правда — а это сущая правда! — значит спасение возможно! Значит, главный вопрос всех времен и всех народов решен положительно. Этот главный для всего человечества вопрос звучит так: «Можно ли спастись?» Евангелие отвечает: «Да. Можно». Бог сделал для твоего спасения все от Него зависящее. Теперь твое спасение зависит только от тебя: будешь верить и жить по вере — спасешься; будешь жить безбожно — погибнешь…

 




Иван Лукьянович СОЛОНЕВИЧ — замечательный русский мыслитель, публицист, писатель и общественный деятель (1891-1953). В 1934 г. бежал из лагеря за границу. Жил в Финляндии, Болгарии, Германии, Аргентине.

 




 

Официальный сайт Александра Захарова:  http://o-aleksandr-zaharov.narod.ru/