Что будем читать завтра

Печать

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялся ежегодный Деловой форум «Качественная пресса России и перспективы ее развития»

В работе форума приняли участие более 300 представителей центральных и региональных СМИ, общественно-политических кругов, органов власти, администраций и департаментов субъектов Российской Федерации.
Непростые условия для развития качественной прессы в России, размывание критериев журналистского труда и подчас грубое игнорирование профессиональных и этических норм в медиасфере, развитие института подписки, переход от бумажных изданий к цифровым версиям, новые технологии и редакционная политика — вопросы, которые активно обсуждались участниками.
В рамках делового форума после пятилетнего перерыва в новом формате b2b возобновила свою работу выставка прессы. В ее работе приняли участие издания — обладатели Знака отличия «Золотой фонд прессы-2013», в том числе Красноярская краевая еженедельная газета «Наш край», отраслевые организации — АНРИ, АРПП, АРС-ПРЕСС, ГИПП, специалисты по распространению, издательских, полиграфических компаний, состоялась презентация тюменских СМИ на стенде Почетного гостя выставки — Тюменской области.
Главным вопросом, который был на повестке в течение двух дней, — состояние качественной прессы.
Открыл форум генеральный директор ИД «Журналист», главный редактор журнала «Журналист» Геннадий Мальцев. Он акцентировал внимание участников на таких вопросах, как качество журналистики, ее нравственность и авторитет, значение профессии журналиста сегодня.
Особое внимание Геннадий Петрович обратил на значение Знака отличия «Золотой фонд прессы» для изданий.
Современному рынку прессы России, его основным направлениям развития и проблемам было посвящено выступление Геннадия Кудия, заместителя начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати РФ.
Немало внимания уделили вопросам взаимоотношений власти и СМИ, развитию газеты в эпоху электронных СМИ, созданию мультимедийных редакций, влиянию новых медиа на печатные издания, способах эффективной конкуренции местных газет на рынке. Генеральный секретарь Союза болгарских журналистов Снежана Тодорова рассказала о ситуации на рынке болгарских СМИ.
Первый день работы форума закончился презентацией проектов по эффективному опыту развития изданий.
Большую дискуссию вызвали темы, обсуждавшиеся на «круглом столе» «Распространитель и издатель: есть ли будущее у прессы?», который открыл программу второго дня. Организатором выступила Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП). Характеристику сложившейся ситуации на рынке распространения дал ее председатель Александр Оськин.
Татьяна Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга компании «Консалт-Центр», отметила, что массовое закрытие киосков с прессой по всей стране сильно затрудняет продвижение информации. А наметившаяся тенденция сокращения рекламы в печатных изданиях ведет к потере доходов и постепенному сокращению тиражей — в России на семь процентов в год.
Основной проблемой, затронутой в докладе, стала структура розничного рынка периодической печати и обеспеченность российских городов киосками прессы.
Было отмечено, что, несмотря на негативные факторы, подписка растет. С 2006 по 2012 год ее прирост составил десять процентов.
По вопросам подписки с докладом выступил председатель координационного совета недавно созданного альянса в поддержку института подписки Вячеслав Керов.
Основная цель альянса — сделать подписку простой и доступной. Для этого был составлен план действий на ближайший год, подразумевающий разработку законопроекта о почтовой связи, системное улучшение состояния почтовых ящиков, назначение десяти процентов ставки НДС на доставку изданий.
Возмущение и возражение вызвало выступление директора департамента подписки ФГУП «Почта России» Марии Соболевой, которая затронула вопрос убыточности услуг подписки для почты, сложности получения государственных субсидий, постоянного роста тарифов, нехватки работников. Вместе с тем, она отметила, что почта делает все возможное для улучшения ситуации, мотивации сотрудников и подписчиков, повышения качества услуг. Ей пришлось выслушать немало претензий к почте, которые, по сути, одинаковы практически для всех регионов.
По итогам работы «круглого стола» была разработана резолюция рекомендаций — текст ее размещен на сайте www.journalist-virt.ru)
Большой интерес вызвали мастер-классы по заработку изданий в Интернете, который провели Ольга Иванова, заместитель руководителя дирекции международных проектов «Российской газеты» по новым медиа и редакционным технологиям, и Всеволод Пуля, управляющий редактор Russia Beyond the Headlines (издательство «Российская газета»), ведущий раздела «Новые медиа» журнала «Журналист».
Говоря о получения доходов от пользователей сети, они отметили несколько способов: размещение специализированных объявлений (Classifieds, вроде Авито или Сландо), дополнительные сервисы на сайте (покупка билетов, заказ такси, бронь столиков), краудфандинг и «монетизацию лайков» в социальных сетях, создание интернет-магазинов под брендом издания (сувенирная продукция с логотипами), использование личных данных пользователей.
Значение инфографики на наглядных примерах показал Алексей Коньков, АРТ-директор газеты «Мой район».
Анатолий Полозков, генеральный директор ИД «Голос Железногорска», поделился опытом «взращивания» собственных кадров и их корпоративного обучения.
В этом году Всероссийский проект «Золотой фонд прессы» поддержало Посольство Республики Болгария. В деловой программе форума и выставке прессы приняла участие генеральный секретарь Союза болгарских журналистов Снежана Тодорова. Чрезвычайный и полномочный посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев вручил российским журналистам — председателю Союза журналистов Подмосковья Наталье Чернышовой и ведущей передачи на «Народном радио» Татьяне Федяевой — Почетный знак «Самарский крест» в честь 135-летия освобождения Болгарии от турецкого ига и за вклад в развитие российско-болгарских отношений.
Победителям всероссийских конкурсов, проводимых в рамках «Золотого фонда прессы», были вручены путевки на отдых на черноморское побережье Болгарии и наборы болгарской косметической продукции.
На деловом форуме состоялось награждение победителей всероссийских конкурсов «Главный редактор года — 2012», «Золотой лотос», «Хрустальная матрешка», «Маленький принц», «Стратегия успеха», «Лучшая идея газетного бизнеса 2012».
В этом году жюри внесло изменения в положение о присуждении звания «Главный редактор года».
Номинанты рассматривались среди федеральных (московских) изданий, республиканских, краевых, областных СМИ и городских, районных изданий.
После долгих обсуждений Почетное звание «Главный реактор года» было присуждено Александру Куприянову, главному редактору городской московской газеты «Вечерняя Москва»; Африкану Соловьеву, главному редактору республиканской газеты «Советская Чувашия»; Белле Севостьяновой, главному редактору районной газеты «Шахтинские известия», Ростовская область.
Почетным дипломом награждена Наталья Мальцева, главный редактор газеты «Березниковский рабочий», Пермский край.
Победителем Всероссийского конкурса «Золотой лотос» назван журнал «Сибирское богатство» (г. Тюмень), в конкурсе «Маленький принц» победила газета «Золотой ключик» (г. Липецк), в конкурсе «Хрустальная матрешка» — газета «Рассвет» (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья).
За мужество и верность профессиональному долгу дипломом «Золотого фонда прессы» награждена редакция газеты «Призыв» (Краснодарский край, г. Крымск).
С каждым годом деловой форум становится важным мероприятием для медийного сообщества, местом ежегодных встреч для обсуждения актуальных проблем отрасли, профессионального общения, дискуссий, изучения успешного практического опыта.
Более подробно об итогах форума и выставки прессы читайте на сайте www.journalist-virt.ru и на страницах журнала «Журналист».



КСТАТИ
Проект «Золотой фонд прессы» реализует Издательский дом «Журналист» с 2010 года при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.
Генеральный партнер — Альянс независимых региональных издателей.
Партнеры — Союз журналистов России, Союз журналистов Москвы, Ассоциация распространителей печатной продукции, Альянс руководителей региональных СМИ России, Гильдия издателей периодической печати.
Информационные партнеры — «Российская газета», журнал «Журналист», PlanetaSMI.RU.
Спонсор — туристическая компания «Балкан Экспресс».