Жизнь на форсаже

Печать

У почетного полярника России, заслуженного штурмана
СССР Валентина Удалова завидный юбилей — 80 лет


Родился Валентин Арсентьевич в неприметной деревушке Трестино рядом с русским городком Осташков, что в Тверской области (тогда она называлась Калининской). Аттестат о среднем образовании он получил в спецшколе, где учились юноши, решившие связать свою жизнь с авиацией.

В пятидесятых годах Иосиф Сталин создал спецшколы различных родов войск. Набирали пацанов после седьмого класса, давали среднее образование и спецобразование по какой-нибудь военной дисциплине. Летом вывозили в лагеря на пару месяцев. Денег не платили, все было за государственный счет: питание и форма. Конфеты можно было купить только за родительские деньги.

— В этих спецшколах почиталась мужская армейская дружба, — вспоминает Валентин Арсеньевич. — И никакой «дедовщины»! 

Затем поступил в Шадринское военное авиационное училище штурманов, которое и окончил в 1959 году. 

— Военную форму и погоны носил еще в спецшколе, за три года до поступления в училище, — рассказывает Удалов. — Другой профессии для себя, кроме военного летчика, я и не мыслил. Но военная карьера моя оказалась короткой.


Жизнь распорядилась иначе: Никита Хрущев проводил масштабное сокращение армии и флота. Вместе с приказом о присвоении звания лейтенанта Удалов получил еще один приказ — об увольнении из военной авиации. 

Вместе с двадцатью штурманами он попал в Красноярское управление гражданской авиации. И пошла работа: Ли-2, Ил-14, Ил-82, Ту-104... Первым его командиром был Олег Довгялло, а первый полет был на Ил-14 в Абакан.

Много летал Удалов, намереваясь получить высшее образование и все-таки добился направления в Ленинградское высшее авиационное училище, после которого уже через год его назначили флаг-штурманом (главным штурманом) Красноярского управления гражданской авиации. Осваивал самолеты Ил-18. Сейчас трудно представить, что тогда из краевого центра в сутки отправлялось 22 рейса на Москву, аэродромных строгостей не знали, и «зайцы» были обыденным делом, а стюардессы летали в Москву завивку делать.

В начале 1970-х управлению передали полярную авиацию, базирующуюся на Диксоне и в Хатанге. И началась большая работа: полеты на острова и архипелаги Северного Ледовитого океана, над дрейфующими льдами, доставка почты и полярников. Особо сложная работа была связана с проводкой судов и поиском льдин для ледовых аэродромов.

Став флаг-штурманом, Удалов поменял подход к своей профессии. Раньше он упорно (и успешно!) приобретал знания и опыт. Теперь нужно было постоянно удерживать лидерство, подтверждать право быть главным штурманом.

Начиная с 1971 года в Красноярском управлении гражданской авиации создавался отдельный летный отряд, который совместно с гидрографическим управлением Военно-Морского флота СССР выполнял работы по исследованию Северного Ледовитого океана. В этих экспедициях Валентин Удалов был старшим штурманом. Членов отдельного отряда ежегодно отбирали специально и, несмотря на их квалификацию и опыт, в конце февраля — начале марта проводили с ними спецподготовку. В конце марта — первый тренировочный полет. Вводная: в определенном квадрате найти наиболее подходящую для устройства станции льдину. Потом начиналась работа: заброска на льдину гидрографов, исследовавших дрейф арктических льдов, заброска оборудования и палаток, в которых жили ученые, а также осуществление регулярной связи с полярниками.

Летчики Диксона и Хатанги снаряжали самолеты Ан-2, Ил-14, Ли-2, вертолеты Ми-8 и Ми-6 для обслуживания высокоширотных экспедиций «Север». Валентин Удалов умудрился участвовать почти во всех.

Уже перед пенсией он возглавил небольшую эскадрилью фирмы «СОЛО-ПОЛЮС», успешно летал маршрутами известных русских полярных путешественников Дмитрия Шпаро, Владимира Чукова, Федора Конюхова и многих других. Бывало очень трудно. Поистине настоящий героизм Валентин Удалов и хатангские авиаторы проявили при спасении экспедиции Владимира Чукова «Арктика-90».

Списали с летной работы Удалова в 1991 году по состоянию здоровья. С тех пор Валентин Арсентьевич — активный общественный деятель, член Полярной секции Русского географического общества. Многие годы занимается сбором информации и анализом летных происшествий в Центральной Сибири и Арктике. Эти материалы войдут в создаваемый в Красноярске Музей Русского Севера. 

Борис ПЕСТРЯКОВ,

действительный член Русского географического общества

и Петровской академии наук и искусств



КСТАТИ

Валентин Удалов принимает участие в изучении причин незавершенного перелета экипажа Сигизмунда Леваневского в 1937 году из СССР в Америку.