Очарование открытий

Печать

Что же это за такие загадочные люди — ученые?

Чем занимаются представители этого племени в Красноярске?


Об этом и многом другом смогли узнать участники фестиваля профессиональных проб по мультимедийной журналистике — одной из компетенций программы профориентации для школьников Чемпионата Juniorskills.

Честно говоря, для научного и журналистского сообществ была весьма отрадна предложенная известным творческим объединением «Твори-Гора» тема: «Как я понял, что такое наука, и какие открытия планируют красноярские ученые?». Для раскрытия этих и других вопросов, связанных с деятельностью ученого, в музейный центр «Площадь Мира» были приглашены сотрудники красноярских университетов и подразделений Федерального исследовательского центра КНЦ Сибирского отделения РАН. Но сначала для юнкоров провели мастер-классы по фотографии, видеосъемкам и монтажу видеоряда, дизайну лонгрида и написанию текстов профессионалы своего дела — завуч творческого объединения «Твори-Гора» Виталий Иванов и руководитель отдела научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН Егор Задереев. А по итогам встреч участники создали свои лонгриды, которые оценило компетентное жюри журналистов и ученых. 

Если кто не знает, лонгриды — новый жанр журналистики, появившийся с развитием Интернета, оформленный с помощью текста, фото, видео, инфографики и включающий в себя остальные ранее существовавшие жанры. Участвовали дети двух возрастных категорий — 10+ и 14+.

«Нас встретили добрые глаза…»

Вот что рассказала руководитель специализированного центра компетенции по мультимедийной журналистике ТО «Твори-Гора» Галина Федяева:

— Мы ищем талантливых детей, которые умели бы создавать работы, интересные другим. И тогда можно понять, что ребенка волнует, на что он обращает внимание, насколько глубоко эту тему понимает и каковы его перспективы. Естественно, что наука — одна из тем, которая людей волнует. Мы все родились исследователями, у нас заложена тяга к поиску. Кому-то удается этот огонь поддерживать всю жизнь, а мы стараемся его разжечь и поддерживать. Не интересоваться тем, что создают ученые, означает понизить планку своего интеллекта. Поэтому мы и хотим детям показать именно тех, кто по призванию занимается сложными вещами. Если ребята находят таких людей, встречаются с ними, могут задать вопросы и получить на них ответы, — вырастают совсем другие дети.  

Лонгриды у конкурсантов получились весьма оригинальными. В доказательство хочу процитировать лонгрид команды «Два по десять» (категория 10+) из школы № 36 Ольги Шивяковой и Антона Плясова, созданный после встречи со старшим научным сотрудником Института физики им. Л. В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН Владимиром Заблуда: 

«Раньше я думала, что ученые — это просто люди в очках, которые что-то сумбурно обсуждают. Когда я спросила Антона, своего одноклассника, оказалось, что он тоже так думал. «Ну, наука — это наука», — говорили мы. Но при встрече с красноярским ученым Владимиром Николаевичем Заблуда мы стали думать по-другому. Мы шли на встречу к ученому с крайним волнением, мы ожидали увидеть человека, который сидел бы в очках и, нахмурившись, поднял бы кверху брови, оценивая нас. Когда мы зашли, то нас встретили добрые глаза и приветливая улыбка Владимира Николаевича. 

Да-да! Он так мило начал беседу, будто был нам родным дедушкой.

Владимир Николаевич рассказывал нам, что всю жизнь посвятил физике. А главное — он объяснил, что наука везде: и под ногами, и над головой. Любую гипотезу всегда нужно доказать или опровергнуть. Для этого проводят исследования, опыты и наблюдения. 

Любой результат в науке очень важен, труд ученого не ограничивается рабочим днем. Мысли, вопросы, догадки все время кружатся в головах этих интересных, влюбленных в свою профессию людей. А жизнь не останавливается. Есть время и на лыжах походить, и во сне полетать. А еще горы, море, пешие прогулки, семья и друзья. Оказалось, что ученый — обычный человек: умный, веселый, общительный, открытый, с чувством юмора». 

И эти неординарные, в общем-то, мысли сопровождаются хорошими фотографиями

и видеорядом. 

Дети любят думать

Поделилась мнением о конкурсе учитель гимназии № 10 Валерия Макаренко:

— Мы в гимназии занимаемся медиажурналистикой. Через уроки, дополнительные занятия развиваем у них желание писать, думать. Но они должны понять, о чем пишут. Вот тогда у них получается здорово и возникает желание создать что-то свое. Приходят, просят дать какую-нибудь работу, тему. 

Пока они очень смутно представляют, что такое наука. Для них наука всегда скучна, потому что это страница учебника. Но, к примеру, когда думают об Эйнштейне, еще о каком-то выдающемся ученом, о великих открытиях, — это для них люди, которые стоят на недосягаемой высоте, это полубоги. 

У меня дети постарше есть, есть маленькие совсем, третий класс. Перед этим мероприятием я спросила, кто такие ученые. В ответ услышала: они в очках, они очень-очень умные. И на этом все. Фантазия иссякла. В современной литературе, журналистике, к сожалению, образы ученых весьма редки. В итоге реальной жизни в эту сферу «доплывают» единицы. Должны больше и лучше работать журналисты, популяризаторы науки, чаще рассказывать о том, чем же занимаются ученые. 

А кандидат биологических наук, руководитель отдела научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН и член жюри Чемпионата Егор Задереев подвел итог этому неординарному событию:

— Идея чемпионатов Juniorskills в  том, чтобы овладевали определенными навыками. Не только в журналистике — в разных компетенциях. Это такое абсолютно правильное международное движение, в котором мы отходим от такого предметного подхода, как физика, химия, биология, и переходим к уровню принципа компетенций, когда они овладевают реальными навыками профессий. Что касается журналистики, то, конечно, здорово, что выбрали тему «Наука». Это на самом деле не удивительно: сегодня появляется достаточно много новых научно-популярных СМИ, интерес к науке растет в целом. Но, скорее, к новым технологиям. Сейчас есть очень популярные личности: Илон Маск, например. Недавно умерший Стивен Хокинг. Все соцсети были завалены соболезнованиями, и я со скорбью об уходе выдающегося ученого, но с внутренним удовлетворением читал заметки многих знакомых о том, что к ним подходили дети и рассказывали: мол, читали его книжки и сожалели, что умер такой человек. Наука, техника становится важной, интересной темой, а классическая журналистика не готова освещать эти темы. Либо не хватает навыков у журналистов, либо не могут наладить контакт с учеными — мы знаем, что порой это непросто. Дети — это самая трудная публика для общения. Они задают вопросы, с одной стороны, искренне, а с другой — им нужно объяснять все просто и доступно, на том уровне, на котором ученый не привык общаться. 

Для ученых это тоже полезный тренинг. Поэтому здорово, что мы привели сюда много красноярских ученых. Они понимают, что общение с публикой — важная часть их научной деятельности, и она для них полезна. Те же, кто отказывается участвовать в подобных событиях, попросту ограничивают свои карьерные возможности. Они узко смотрят на окружающий мир и на свое место в нем.

Подготовил

Сергей ЧУРИЛОВ

Фото ТО «Твори-Гора»