Где возникают очаги землетрясений

Несмотря на обилие публикаций последних лет, расшифровка физики очагов землетрясений осталась на уровне 1929 года

Состояние проблемы
Последние выступления мэтров геологии не внесли ясность в происхождение источников землетрясений и их местонахождения. Профессор МГУ Н.В.Короновский лишь отмечает, что землетрясения есть следствие взломов земной коры под воздействием дрейфа тектонических плит.
Но дрейф плит обусловлен течениями мантийного вещества под воздействием плюмов, по форме сходных с солнечными протуберанцами.
Таким образом, тектонические землетрясения, в конечном итоге, есть следствие процессов, происходящих в глубинах планеты.
Обычно глубина гипоцентров тектонических землетрясений с магнитудой до 5 единиц находится в пределах 5-17 м. Подобных землетрясений на планете фиксируется в год более десяти тысяч с некоторым нарастанием их числа за последнее десятилетие. Однако есть и иные данные. Интересны относительно слабые землетрясения с гипоцентрами на глубинах 140-150 км в мантии, или наоборот — достаточно сильные землетрясения в пределах утонченной литосферы (в океанах) при глубине гипоцентров 5-50 км. В том и другом случае колебания земной коры (почвы) могут быть как следствием тектоники — взлома плит, так и следствием удара сейсмической волны, приходящей из глубин мантии. В любом случае на глубинах до 150 км исключены собственные источники энергии, способные сотрясти литосферу или породить извержение вулканов.
В статье «Глубина очагов землетрясений» прямо утверждается, что максимальная установленная глубина очагов землетрясений не превышает 700 км без ссылки на Горную энциклопедию (Статья «Земля») 1986 года, где эти данные опубликованы.
Первые сведения о глубоком заложении вулканических очагов, следовательно, и очагов землетрясений, я получил, занимаясь в 70-х годах в аспирантуре Института вулканологии и сейсмологии РАН. Об этом еще в 1929 году писал сейсмолог Института вулканологии ДВНЦ АН СССР П.М. Никифоров, разделивший землетрясения на: поверхностные (до 10 км), нормальные (10-60 км), промежуточные (60-300 км) и глубокофокусные (300-800 км), то есть он уже в начале века фиксировал очаги землетрясений глубже 700 километров. В заключении им отмечено, что природа толчков не ясна
В 2002 году в красноярской газете «Городские новости» мной после многолетних исследований палеовулканологии края и современного вулканизма было высказано предположение о ядерных реакциях с выделением атомной энергии в центре планеты и связи с ними землетрясений и рудообразования. Более ранние попытки автора опубликовать материалы на эту тему пресекались цензурой.
В материалах Института вулканологии 2005 года были публикации Н.И. Селивестова, где утверждалось, что корни вулканов срединно-океанических хребтов находятся в нижней мантии. Повторно найти в Интернете эту статью не получилось, но я обнаружил другие, еще более интересные работы, которые полностью совпадают с моими представлениями об источниках землетрясений.
В 2008 году А. Данилович в проспекте статьи «Рудообразование» пишет: «Рудообразование процесс непрерывный. Он заключается в поступлении в земную кору из мантии насыщенных рассолов, содержащих продукты ядерного синтеза, образовавшиеся в глубинных областях (нижняя мантия, ядро) в виде отдельных атомов и их соединений». Об этом же статья В.И. Лебединского и А.И. Шалимова «На пороге новых гипотез». Авторы утверждают: «Представление, что все землетрясения связаны с движениями по более или менее глубоким разломам, неправильно. Энергия подкоровых процессов в состоянии поднимать огромные массы магмы на десятки километров вверх… В настоящее время известен только один источник энергии, потенциальные возможности которого безграничны. Этим источником является ядерная энергия, выделяющаяся при превращении атомов одних элементов в новые атомы».
Из опубликованных работ физиков-ядерщиков следует, что для возникновения ядерной реакции с выделением атомной энергии (не обязательно радиоактивной) достаточно ядра атомов химических элементов сблизить на расстояние 10-13 см. Отсюда вывод. Если человек способен создать столь высокое давление и получить атомную энергию лабораторным путем, то в глубинных сферах планеты, в нижней мантии, где вещество планеты находится в естественном закритическом (по терминологии физиков) состоянии, такие процессы могут происходить спонтанно.
Вывод о ядерных процессах с выделением атомной энергии в глубинах планеты следует уже из масштабов самих природных катаклизмов — дрейфа континентов, катастрофических землетрясений и извержений супервулканов, из объемов изверженной и внедрившейся в литосферу магм, измеряемых объемами в сотни и тысячи кубокилометров. По информации СФУ, мне стало известно: физики уже пришли к выводу, что в глубинах планеты ядерные реакции — реальны. Действительно, как иначе можно объяснить образование однородных магматических расплавов гранитов, сиенитов, базальтов, а также полиметаллических и самородных руд объемами в сотни кубокилометров путем простого переплавления набора пород литосферы или эклогитов верхней мантии.
Типы землетрясений
С учетом выделенных Б. Гуттенбергом геосфер, я внес некоторое изменение в схему типов землетрясений, предложенных в 1929 году П.М. Никифоровым.
Поверхностные и нормальные тектонические землетрясения с гипоцентрами на глубинах 5-70 км не имеют собственных очагов. Они обусловлены влиянием тех глубинных процессов, которые приводят в движение тектонические плиты и материки. Приливные явления под воздействием Луны, Солнца или «парада планет» могут иногда послужить последней каплей при взломе геологических структур, имеющих разломы. Наглядным примером подобных явлений может быть разлом Сан-Андреас в Калифорнии, время подвижек блоков по которому непредсказуемо.
Промежуточные землетрясения с очагами на глубинах 70-700 км имеют место в зонах субдукции (Биньофа) по окраинам Тихого океана и в океанических дугах. Во фронтальной части задвигаемых плит в этих случаях возникают очаги с закритическими физико-химическими условиями, где возможны ядерные процессы с выделением атомной энергии. Примером служит Дальний Восток России. Фронтальная часть погружающейся «японской» плиты здесь оказывается под Охотским и Японским морями, под вулканами, которые фиксируются на глубинах 200-700 км.
В ряде случаев у весьма мощных землетрясений и взрывов вулканов гипоцентры фиксируются на глубинах до 15 км, но это особые случаи, которые рассмотрены ниже.
Глубокофокусные землетрясения
Вопрос, какие землетрясения следует относить к глубокофокусным, остается открытым. В работе В.И. Лебединского и других, между прочим, написано: «Удары подкоровых землетрясений проникают сквозь внешнюю оболочку планеты толщиной 600-700 км», не указывая, на какой максимальной глубине в этих случаях находятся очаги.
По разным источникам, температура в центре Земли может быть от пяти тысяч до миллиона градусов при давлении 3,6х105 атмосфер. Однако геофизики США считают, что на глубине 2700 км температура пограничного слоя между ядром и мантией составляет 2200оС. (Последняя информация — 3200оС). При этом мощность теплового потока в нижние слои мантии составляет 13 тераватт (1012 ватт). В 2006 году сейсмологи университета Санта-Крузе обнаружили на глубине 2900 км «тонущую» 50 млн. лет тектоническую плиту, что, естественно, не могло происходить без землетрясений.
Не исключено, что именно на тех глубинах происходят ядерные реакции, приводящие к взрывам супервулканов и катастрофическим землетрясениям на поверхности планеты.
В качестве примера можно привести землетрясение в Индийском океане 26.12.2004 года. При магнитуде 9,1-9,3 глубина эпицентра определяется в 30 км, что не согласуется с масштабом катастрофы. При описании вулканических извержений (вулканы Тамбора, Кракатау и другие) глубина гипоцентра (очага) вообще не указывается, но, в общем, предполагается где-то в пределах 50-70 км. И это при энергетической мощности событий в пределах 2х1018-20 джоулей. Наиболее вероятно предположить, что все катастрофические землетрясения обусловлены ядерными процессами в области границы земного ядра и мантии.
Механизм глубокофокусных землетрясений
Глубокофокусное землетрясение можно в какой-то мере сравнить с методом немецкого геофизика Б. Гуттенберга по определению границ земных сфер, представив его в обратном направлении, то есть при распространении сейсмических волн не с поверхности, а от основания мантии вверх. Сейсмические волны (продольная и поперечная) в этом случае должны ударить и частично отразиться от тех же границ геосфер, что и у Гуттенберга, то есть они должны поочередно зафиксироваться на глубинах 900, 700, 400 км и на границе Мохо, которая находится на глубинах от 5 до 70 км. Упрощенную схему процесса можно продемонстрировать на простейшем примере с бильярдными шарами.
Если девять шаров поставить плотно в ряд и по этому ряду ударить десятым, от другого конца откатится один шар, (при ударе двумя шарами откатываются тоже два). Остальные восемь даже не стронутся с места, через них только пройдет сейсмическая волна. Точно так же, видимо, сейсмические волны от глубинных очагов проходят последовательно геосферы E, D//, D/, C, B, ударяя в литосферу (слой А), которая играет роль крайнего шара. Таким образом, при глубокофокусных и промежуточных землетрясениях в области границы Мохоровичича, на глубинах 5-70 км возникают лжегипоцентры. Это положение обсуждается в одной из статей в Интернете в разделе «nepozna noe.org>HTM/zemlytrysenie.htm».
Основной вывод: процессы, являющиеся источниками землетрясений, в любом случае находятся на глубинах до 2900 км, то есть вблизи границы мантия — ядро, то есть в области, не доступной для наблюдений и прогнозов происходящих там процессов. Прогнозы возможны только для промежуточных землетрясений, активизация которых сопровождается различными излучениями. Тектонические землетрясения непредсказуемы по причине отсутствия у них излучающих очагов. Самые разрушительные глубокофокусные землетрясения непредсказуемы из-за глубины и космических масштабов их очагов.
Гений КАРПОВ,