Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Катастрофа в Хакасии

Сгоревшие дома, погибшие и пострадавшие от огня и дыма люди…

В регионе введен режим ЧС, федеральным правительством создана специальная комиссия, начали работу следственные органы.

Катастрофа оказалась скоротечной: практически весь причиненный ею ущерб пришелся на 12 апреля, уже к 13 апреля большинство пожаров было потушено, а изменившиеся погодные условия резко снизили уровень пожарной опасности.

Очевидно, что непосредственно виновны в гибели людей и уничтожении домов безумцы, поджигавшие сухую траву при чрезвычайно опасных погодных условиях — порывы ветра достигали 31 метра в секунду, а температура — 22 градуса выше нуля при низкой влажности.

 

При таких условиях травяные палы могут распространяться со скоростью едущего по шоссе автомобиля и легко перекидываться через минерализованные полосы и дороги.

Часть вины лежит на органах местного самоуправления поселений: именно на них Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагается обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Важно отметить три обстоятельства. Во-первых, большинство пожаров пришло в населенные пункты с сопредельных степных территорий. Во-вторых, сельские поселения в стране в подавляющем большинстве — нищие, на обеспечение полноценного комплекса противопожарных мероприятий у них нет денег. В-третьих, когда катастрофа затрагивает десятки населенных пунктов в разных районах и даже в разных субъектах, корни проблемы стоит искать не на уровне поселений, а выше.

Согласно тому же Закону «О пожарной безопасности», именно на органы государственной власти субъектов РФ возлагается организация обучения населения мерам пожарной безопасности. Кроме того, на региональные власти возлагается организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы. Часть функций по организации тушения пожаров передается органам МЧС.

Травяные палы, приводящие к гибели людей и массовому уничтожению жилых домов и дач, — проблема не только Хакасии. Они являются одной из двух главных причин лесных пожаров (наряду с неосторожным обращением людей с огнем), и главной причиной торфяных пожаров.

Здравый смысл подсказывает, что раз проблема имеет системный характер и проявляется из года в год в разных регионах страны, значит, у нее есть причины общегосударственного уровня.

На этом уровне за выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности отвечает МЧС России. Это определено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.

Приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий» предписывает рассматривать травяные палы как загорания, не подлежащие официальному статистическому учету. Поэтому руководители государства и министерства даже при желании не могли бы получить достоверных сведений о количестве травяных палов, проходимой ими площади и причиняемом ими ущербе.

На прошедшем в апреле 2013 года заседании президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса Президент РФ дал поручение Правительству РФ № Пр-1037 (пункт 1ж), со сроком исполнения 1 сентября 2013 года, установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворкович дал указание обеспечить выполнение этого поручения МЧС России (как основному исполнителю), Минрегиону России и Минприроды России. Это поручение не было выполнено в срок и остается невыполненным до сих пор.

Травяные палы отличаются массовостью и скоротечностью, поэтому Государственной противопожарной службе очень тяжело на них реагировать. Даже если пожарные соблюдают нормативное время прибытия — 20 минут в сельской местности, травяной пал успевает убежать далеко и часто натворить немало бед.

В борьбе с травяными палами большую роль должно играть местное население, обученные добровольцы, способные потушить или сдержать травяной пал до прибытия профессиональных пожарных. Без массового развития добровольной пожарной охраны проблему травяных палов решить вряд ли получится.

Официальная численность добровольных пожарных составляет уже около миллиона человек, но на реальную ситуацию с пожарами на природных территориях это пока никак не влияет.

Что же с этим всем можно сделать, чтобы свести к минимуму вероятность повторения таких пожарных катастроф?

Во-первых, необходимо выявить и привлечь к ответственности виновных, поскольку именно безответственность и безнаказанность являются главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций.

Очень важно, чтобы ответственность понесли не «стрелочники» — главы поселений и другие руководители самого низкого уровня, которые формально за многое отвечают, но мало что могут сделать при нынешней нищете и несовершенном законодательстве.

Во-вторых, нужно все-таки выполнить поручение Президента РФ № Пр-1037 (пункт 1ж) и установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, а лиц, виновных в задержке его выполнения более чем на полтора года, выгнать с государственной службы поганой метлой.

В-третьих, руководителям субъектов РФ и руководителям органов местного самоуправления в рамках своей компетенции и на своем уровне незамедлительно ввести особый противопожарный режим с установлением полного запрета на выжигание сухой травянистой растительности.

Статья 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» предписывает вводить ОПР не тогда, когда чрезвычайная ситуация уже случилась, а заранее, когда ее еще можно предотвратить, — «в случае повышения пожарной опасности».

В-четвертых, органам государственной власти и местного самоуправления, наделенным соответствующими контрольными и надзорными функциями, следует организовать самый серьезный контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении палов сухой травы, выявлять и привлекать к ответственности поджигателей, а информацию об этой ответственности делать максимально публичной.

В-пятых, но это уже на будущее — нужна серьезная и глубокая реформа системы обеспечения пожарной безопасности в стране.

 

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 450 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru