Красноярский краевой центр «Юннаты», которому в эти дни исполняется 80 лет, хранит и приумножает славные традиции друзей природы
Когда в 2000 году мне, человеку далекому от педагогики, предложили возглавить образовательное учреждение, я задумалась. Размышляя над предложением, порассуждала: я выпускница Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, агроном, профессиональных знаний достаточно. Педагогические гены должны «проснуться», ведь отец заслуженный учитель РФ. Организаторского таланта у комсомолки со стажем — более чем… И согласилась.
Вскоре состоялось представление меня коллективу. Учреждение в это время переживало не лучшие времена. Я увидела людей, ожидавших поддержки, защиты, подкрепления в лице руководителя единомышленника, товарища, бойца. И мы взялись за работу.
Как все начиналось
История учреждения уходит в далекие 1940-е. 23 апреля 1936 года, тогда еще на окраине Красноярска, посреди Березовой рощи, открылось первое в регионе внешкольное детское учреждение — Краевая станция опытников и юных техников. Начинала свою деятельность станция с кружков полеводов, овощеводов, животноводов и механизаторов. — Мы с удовольствием ухаживали за кроликами и давали им имена, — вспоминает юннат 1938 года Сергей Абрамович Берестов.
Мне посчастливилось встретиться с ним. Это человек достоинства и чести, прошедший войну, труженик и большой любитель природы. Свое отношение к ней он увековечил в своих «питомцах» на питомниках плодовых деревьев. Это было его хобби — выращивать саженцы древесных культур. Мальчишкой, случайно записавшись в кружок полеводов, он стал садоводом-любителем навсегда.
Для нас очень ценна встреча с каждым юннатом прошлых лет. История станции юннатов — это история многих поколений: непростая жизнь в военные годы, когда воспитанники станции помогали стране сбором лекарственного сырья (почек березы — 2,5 тонны, черной смородины — 100 килограммов), а в трудные послевоенные годы — спасала от голода своими урожаями с полей на восьми гектарах земли. И детвора записывалась в кружки и работала наравне со взрослыми.
Результатом этой работы стали медали Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ), которыми в 1956-1957 годах были награждены юные полеводы и овощеводы Красноярского края.
В семидесятые годы прошлого века бурно развиваются ученические производственные бригады. И снова красноярцев ждет успех: в Ставрополье, на Всесоюзном слете в конкурсах дояров, пахарей, полеводов, мы — лучшие.
Затем, в 1980-е годы, в крае набирает обороты движение школьных лесничеств. Юные друзья природы ухаживают за молодыми посадками, участвуют в восстановлении лесов, проводят научные исследования. В «лихие» 1990-е коллектив на грани закрытия учреждения, но мы отстояли и сохранили станцию юннатов.
Уже в новом веке удается отстроиться и развернуть современное эколого-биологическое образование: интенсивные школы, исследовательские лаборатории, дизайнерские бюро, контактный зоопарк.
За это время в крае было создано 14 станций и эколого-биологических центров. Сейчас — всего пять. Но нас не стало меньше. В каждом из 61 территориального образования в крае есть учреждение или отдел, или объединение, группа, кружок эколого-биологической направленности. А это и есть наша инфраструктура. Просто произошла некоторая «перезагрузка».
Педагог — старший товарищ, вожатый и друг
Мне повезло. Со мной работают люди, которые верны учреждению уже более 30 лет.
Придя молодыми выпускницами красноярских институтов, Надежда Николаевна Курченкова, Алла Александровна Лицкевич и Елена Алексеевна Петрова, все заслуженные педагоги края, передают свой ценный многолетний опыт и являются новаторами нового и современного дополнительного образования естественнонаучной направленности. Они и для меня стали наставниками и учителями.
Другие талантливые и неравнодушные к делу педагоги Лариса Ивановна Редькина, Ирина Вячеславовна Люкшина, Наталья Владимировна Трямкина, Елена Валентиновна Клинова преподают урок профессионализма и ответственности молодым педагогам Анне Сергеевне Ишковой, Александре Николаевне Красновской, Надежде Николаевне Кулаковой, Елене Викторовне Ярициной, которые в ответе за подрастающее поколение.
Педагог в учреждении дополнительного образования — прежде всего старший товарищ, вожатый, тьютор, друг. Он так организует образовательное пространство, заинтересует делом, что юннату хочется возвращаться сюда снова и снова, чтобы с юного возраста становиться грамотным природопользователем, анализировать ситуацию и принимать решения. Иногда это становится делом всей жизни молодого человека.
Мы знаем и гордимся выпускниками станции в разные годы. Некоторые нашли здесь свою профессию, а кто-то, например, Сергей Абрамович Берестов, выбрал для себя занятие по душе, но главное — стали настоящими людьми любящими свою семью, город, страну.
Для этого необходимо организовать бесперебойную работу учреждения, обеспечить порядок и комфорт учащимся и сотрудникам. На этом «фронте» несут службу люди трудолюбивые и обязательные — Наталья Александровна Доронина, Александр Аркадьевич Ковальчук, Алевтина Алексеевна Лапкаева, Ксения Сергеевна Волобуева, Виктор Геннадьевич Юртаев, Виктор Анатольевич Голубев, Андрей Витальевич Гавриленко, Николай Юрьевич Трямкин.
Я горжусь коллективом творческих, энергичных единомышленников, который, сохраняя традиции и следуя времени, будет своим примером воспитывать экологически образованных красноярцев.
Мы пишем свою страницу в истории 2000-х под названием «Красноярский краевой центр «Юннаты». Из станции мы стали центром, но по-прежнему верны традициям в названии: «Юннаты» — это звучит гордо!
Сегодня это координационный, информационно-методический естественнонаучного дополнительного образования в крае, организатор региональных слетов, акций, фестивалей, конференций, выставок, конкурсов, педагогических семинаров и профессиональных конкурсов.
Наши тезисы
Продолжительное деловое сотрудничество и партнерские отношения с министерствами и ведомствами, с образовательными учреждениями разного уровня и принадлежности, университетами и научно-исследовательскими институтами, учреждениями и организациями, производственными предприятиями вдохновляют на успешное развитие как центра «Юннаты», так и всей системы естественнонаучного образования края, которое будет востребовано не только сегодня, но и завтра.
Мы проектируем технологии рационального использования лесных ресурсов края и планету в целом.
Мы планируем развитие малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе края.
Мы разрабатываем дизайн пришкольных участков и благоустраиваем общественные пространства.
Мы исследуем проблемы окружающей среды и предлагаем научно обоснованные решения.
Мы приняли концепцию устойчивого развития и предлагаем технологии рисайкл (вторичной переработки сырья).
Мы просвещаем население, устраивая акции, флешмобы, квесты о пользе и перспективах энергоэффективных технологий.
Мы заботимся о братьях наших меньших и мастерим дома для птиц.
Мы представляем результаты этих действий и делимся опытом на российском и международном уровне.
В дни своего славного юбилея мы говорим: «Юннатскому движению в Красноярском крае — да!».
Ольга ВЧЕРАШНЯЯ,
директор Красноярского
краевого центра «Юннаты»
Фото из архива