Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Искусство, рожденное бытом

Музей природы и этнографии заповедника
знакомит с женской одеждой долган

Долганы — коренной малочисленный народ севера Красноярского края. Большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Их окончательное оформление в качестве самостоятельного этноса произошло лишь в начале XX века.
Национальная одежда долган распространена достаточно широко. У поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды. Аксессуары к традиционной женской одежде передаются по наследству, от матери к дочери.
В музее есть удивительные экспонаты именно таких аксессуаров. Некоторые даже прошли через несколько поколений долган.
Спрос на красоту
Особым успехом пользовались украшения под названием «ытырга». Серьги с подвесками были важным дополнением в традиционной женской одежде долган XIX века. На серьге нанесен традиционный якутский узор. Само украшение выполнено из серебра. Северные якуты, жившие в районе Анабара и Хатанги, а также мужчины долганы еще на памяти стариков носили косы и серьги. На фото представлена только часть сережки, без крючка, или кольца, это — подвеска, верхушка.
На свадебные наряды молодых долганок нашивалось другое украшение — «ноолбуур». Оно якутского происхождения, входило в праздничный традиционный костюм отдельных групп долган и состояло из металлических бляшек, серебряных пластинок, цепочек и цветных бус. Обычно прикреплялось на спинке парки, что свидетельствует об этнической связи якутов с долганами. Украшение «ноолбуур» было широко распространено у западных долган.
На фотографии представлен только фрагмент украшения. Непременной деталью являются медные трубочки куогу. В свадебных нарядах это украшение имело охранительную функцию.
Еще одним важным дополнением в традиционной женской одежде долган была нагрудная подвеска трапециевидной формы «кэбинэр». Десять лет назад Музей природы и этнографии заповедника «Таймырский» приобрел и этот уникальный аксессуар.
Металлическая нагрудная подвеска «кэбинэр» с выгравированным узором, скорее всего, попала к западным долганам не раньше второй половины XIX века. Из истории якутского ювелирного промысла известно, что старинные украшения, утерявшие свою популярность и частично вышедшие из употребления, ввозились на Север, где пользовались большим спросом.
Украшения продавались за довольно высокие цены (от 15 до 50 рублей за вещь), такое могла позволить себе не каждая долганка, а только очень обеспеченная.
Богатство из шкатулки
Есть еще один аксессуар костюма, который могли приобрести только зажиточные долганы, — это пояс с серебряными бляшками. Он был настолько дорог, что передавался по наследству как семейная реликвия. Пояс считался аксессуаром как женского костюма, так и мужского. Но при всей своей декоративности этот предмет можно назвать утилитарным. Пояс стягивал свободные полы одежды, к нему подвешивали необходимые предметы — огниво, нож. К женским поясам дополнительно подвешивали декоративные кисеты и игольники.
Пояс с заклепками не такой дорогой. Этот аксессуар — один из самых необходимых среди дополнительных элементов. На поясе нашиты металлические заклепки разных видов. Часто использовались небольшие серебряные бляшки в декоре наряду с бисером.
Среди поясов встречаются также украшенные бисером, с мелкими медными колечками, ушками.
Выполняли декоративную и в то же время утилитарную функцию пуговицы, которые у долган были круглой формы. Пуговицы встречаются не только на краях праздничных парок как женщин, так и мужчин. С их помощью крепился нагрудник. Часто они использовались как нашивное украшение. Особенно были популярны у долган большие резные пуговицы, которые были очень дорогие и ввозились торговцами из Якутии.
У торговцев долганы приобретали кольца, резные булавки и прочие мелкие ювелирные украшения. Хранилось все это богатство в серебряной резной шкатулке. Узор на ней якутский, как и ее происхождение. Шкатулка хорошо закрывается на защелку. Легко помещается на ладони. Это маленький, но изящный аксессуар.
От махала до соски
В летнее время года в тундре много кровососущих насекомых. И единственное приспособление, чтобы оградить себя от мошек, — махало.
Оно делалось из конского хвоста, прикрепленного к крупной деревянной рукояти, в которой имеется отверстие для веревки. Долганы выработали весьма оригинальные и яркие приемы декорирования, которые были воплощены не только в праздничной одежде и аксессуарах, но и такой достаточно утилитарной вещи, как махало.
А вот самым первым аксессуаром для маленького долгана была соска из мамонтовой кости. Детскую соску обычно давали ребенку в период роста молочных зубов. Соска изготовлялась родителями собственноручно, и порой ею пользовалось не одно поколение долган.
Музей природы и этнографии заповедника «Таймырский» продолжает собирать коллекцию экспонатов быта долган. Перечисленные аксессуары — только часть того, что уже есть.
Юлия БАХТИНА,
специалист отдела
экологического просвещения
заповедника «Таймырский»

КСТАТИ

Долганы до наших дней продолжают декорировать элементы костюмов, вышивают бисером, орнаментируют одежду.
Может быть, для жителей городов это всего лишь декоративно-прикладное творчество, а для северного народа — настоящее искусство, рожденное бытом.

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 477 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru