Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Дело для «рассерженных горожан»

Создание новой, удобной для жизни городской среды требует усилий не только отдельных энтузиастов

Студент Института филологии и языковой коммуникации СФУ Руслан Руденко мой ровесник. Ну, может быть, старше меня на два-три года. А в Красноярске он уже известная личность. Популярность завоевал тем, что борется с ямами на улицах, принуждает власти города заниматься их ремонтом. В этом году Руслан взял в оборот 500 дорожных дефектов, почти 50 из них были заделаны.

Подвижническая деятельность Руденко не осталась незамеченной СМИ. Ему посвятили передачи ведущие телевизионные каналы, о нем появились материалы  в социальных сетях. Однако журналистов больше всего интересовали методы его борьбы с ямами и, главное, что ему удалось сделать. И почти ничего не говорилось о мотивах его  начинания. Что за ними стоит?

Раньше таких, как он, называли чудаками — людьми странными, необычными, делающими все по-своему, вопреки общему мнению. Но Руслан меньше всего походит на шукшинского чудика или, как он однажды выразился, на «тимуровца-общественника». Скорее всего, он относится к «рассерженным горожанам», которые мощно заявили о себе, выступив с протестами против «чуровских» выборов  в декабре 2011 года. После митингов у Руслана осталось чувство какой-то неопределенности. Мало того, что протестующие ничего не добились, у них не было ясного представления, что делать дальше.

После мучительных раздумий Руденко пришел к выводу, что в обществе существуют конфликты не только между демократически настроенным гражданином и властью. Не менее острые противоречия накопились и чисто в житейской плоскости — между современным горожанином и устаревшим городским пространством. Грязь на улицах и во дворах, раздолбанные дороги, обшарпанные здания домов — все это унижает человека, вызывает протест. Создание новой среды города, удобной для жизни, открывает возможность созидательного использования оставшейся невостребованной энергии «рассерженных горожан».

Действительно, вчерашние протестующие вполне могут заняться улучшением среды своего непосредственного обитания, приспособить ее к своим потребностям и интересам. Тем более что в последнее время появился целый ряд способов, как бороться с неприглядными вещами в нашей жизни.

Общественный проект, например,  «РосЯма» позволяет абсолютно любому человеку начать свою маленькую победоносную войну с ямами на дорогах. Нужно лишь сделать фотографию и отправить заявление в ГИБДД. После этого должен приехать на место инспектор  проверить информацию о яме, которая была указана в вашем заявлении, и  выдать предписание на ее устранение. В противном случае — возбуждение дела об административном правонарушении и штраф владельцу дороги, которым чаще всего оказывается районная или городская администрация.

«Все началось летом прошлого года, когда у меня возникла идея заставить местную власть отремонтировать дорогу около моего дома, — написал Руслан на своем сайте. — Разрушенный асфальт, разбитые бордюры, поломанные заборы, гигантские лужи и повсеместная грязь… Одним словом, вид был удручающий. Однажды я, возвращаясь с учебы, чуть было не плюхнулся в огромную лужу. Это было последней каплей моего терпения, внутри переключился какой-то тумблер, после чего я сказал себе: «Так больше нельзя».

По его заявлению ГИБДД  выдало предписание главе Советского района на устранение выявленных дорожных недостатков. Однако каких-либо действий  не последовало. Тогда он решил пойти в обход и попробовал включить ремонт дороги в план работ на 2012 год, который приводился на сайте мэрии. Без особой надежды, правда. И вот в середине июля, спустя месяц с лишним после того, как было направлено самое первое письмо по поводу состояния дороги, началась «движуха». Приехала техника, пришли люди, дело закрутилось-завертелось.  Как итог — дорога отремонтирована.

Первый успех вдохновил его. Захотелось помочь уже не только себе, но и другим жителям. Все ведь хотят ходить и ездить по ровным дорогам, верно?

Для начала решил пройтись по своему микрорайону. Счетчик ям начал постепенно подбираться к первой сотне. Затем Руденко начал охватывать уже целые районы города.   Удалось добраться даже до поселка Березовка.

У него нет своей автомашины, передвигается он на общественном транспорте и на своих двоих. Приходилось мокнуть под дождем, изнывать от жары. Кроссовки по прошествии нескольких месяцев оказались натуральным образом стоптаны. Однажды, когда он на улице Калинина делал замеры ям вместе с инспектором дорожного надзора, от проезжавших мимо машин  мигом покрылся пылью. А так как была жара, то рубашка стала мокрой от пота, потом ее тяжело было отмывать. Но овчинка стоила выделки, ямы на улице были отремонтированы.

Постепенно у Руслана появились добровольные помощники, которые сообщали ему  о состоянии той или иной улицы. Обратили на него внимание и власть предержащие. К примеру, в ГИБДД после отправки им первой сотни заявлений попросили больше не писать. Подобная реакция была и со стороны администрации Советского района. Один из чиновников, пригласив его на беседу, с ходу заявил, что денег  в бюджете нет, ничего по  заявлениям сделать не представляется возможным.

Пытались от него и отмахнуться. Мер по его заявлениям не принимали, вместо ответа по существу посылали казенные отписки. Чиновники, видимо, надеялись, что пыл у Руслана скоро угаснет. Молодой парень, чего ему тратить время на какие-то ямы, когда его можно с пользой провести в кругу друзей? Но они, как говорится, не на того нарвались. По его обращениям ГИБДД  подала в суд иски о бездействии директоров  муниципальных предприятий и глав районов, все они привлечены к административной ответственности. Еще по паре десятков заявлений возбуждены  административные дела. Это подействовало на чинуш отрезвляюще.

Поскольку увеличение объема ремонта ям упирается в недостаток средств, Руслану Руденко пришлось основательно влезть в экономику дорожного строительства. Выяснилось, что дороги в Красноярске изношены на 81 процент, на их ремонт ежегодно требуется около шести миллиардов рублей. А где их взять, если дефицит бюджета города составляет полтора миллиарда рублей? Есть, правда, дорожный фонд, но и у него финансы поют романсы.

В конце августа глава города Эдхам Акбулатов внес в горсовет проект решения о муниципальном дорожном фонде. Руслан направил в мэрию свои замечания и предложения по этому документу. Почему бы в муниципальный дорожный фонд не перечислять средства транспортного налога? Можно, наверное, отчислять в «котел» дорожного фонда и штрафы за нарушение ПДД.

Вызвала у него вопросы и организация контроля за  расходованием средств фонда. В проекте решения все ограничивается указанием на «органы, осуществляющие финансовый контроль за операциями в бюджетной сфере» и на обязательство мэрии каждый год направлять  в горсовет отчет об использовании средств дорожного фонда. А почему бы не обязать мэрию представлять отчет и в контрольно-счетную палату? Есть смысл создать общественный совет, который бы следил за расходованием средств дорожного фонда. Руслан искренне надеется, что его замечания и предложения будут учтены.

Как-то раз в своем блоге Руденко написал: «Когда меня спрашивают, не надоело ли мне этим заниматься и вообще не кажется ли мне это абсолютно бессмысленной затеей, так как дороги — вторая извечная проблема России, то у меня всегда есть на это два ответа. Во-первых, я искренне считаю, что это лучше и правильнее, чем ничего не делать и при этом постоянно ругаться, охать и ахать на то, что «вот тут ни пройти ни проехать». Во-вторых, если после 13 лет сверхвысоких цен на нефть, наполнивших бюджет, ситуация с дорогами так и не улучшилась, то наивно ожидать, что к 2020 или даже к 2030 году у нас  будут нормальные дороги. Чиновников надо постоянно подталкивать. Сами они шага не сделают, если не дать им на лапу или не дать пинка».

Здравая позиция.  И все же возникает вопрос: а разве не справляются со своим делом официальные «толкачи» — прокуратура, та же ГИБДД, дорожный надзор? Может, лучше им подбрасывать горячих угольков, чтобы не засиживались в кабинетах?

Вместо ответа на эти вопросы приведу одно сообщение Руслана: «Вот тут на днях промелькнула ошеломительная новость: красноярская прокуратура не на шутку расхрабрилась и внесла представление в мэрию о «ненадлежащей организации ремонтно-восстановительных работ на автодорогах». Главу департамента городского хозяйства оштрафовали на две тысячи рублей. Что же произошло? Оказывается, прокурорская проверка с участием сотрудников ГИБДД выявила на красноярских дорогах факты нарушения Закона «О безопасности дорожного движения».

Разрушения дорожного полотна, создающие угрозу безопасности движения, были зафиксировали на ул. Карла Маркса, Дудинской, Республики, Урицкого, 9 Мая, Енисейской, Урванцева, Ады Лебедевой, Брянской, Игарской, Пролетарской, Елены Стасовой, Попова, Высотной, Шахтеров и Ботаническом бульваре. Одной из причин сложившейся ситуации явилось бездействие департамента городского хозяйства администрации города, в обязанности которого входит своевременная организация ремонтно-восстановительных работ на городских дорогах».

Отсюда напрашивается вывод, что надзорные ведомства бьют по большим площадям и проходят мимо отдельных ям и колдобин, которые, как оспы, уродуют лицо города. В борьбе с мелкими, на первый взгляд, дорожными дефектами нетерпимость и, если хотите, настырность «рассерженных горожан» неоценима.

И в заключение слово Руслану Руденко: «Приятно видеть из окна автобуса, как некоторые уголки города меняются в лучшую сторону не без твоего участия. Это то, что придает силы и помогает продолжать начатое дело. Надеюсь, что рано или поздно, но позорное соседство России с Габоном и Мозамбиком в мировом рейтинге качества дорог останется в прошлом, и мы все будем вспоминать об этом как о каком-то недоразумении былых времен. Я верю в это, иначе бы не делал то, чем занимаюсь».

Дмитрий КУЛИКОВ

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 396 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru