Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ЭТОТ СТРАШНЫЙ ТАЕЖНЫЙ ВИРУС

Уровень заболеваемости клещевым энцефалитом в нашем крае — один из самых высоких в России.

От укусов клещей, поражающих нервную систему человека, при отсутствии должной профилактики и лечения в 80 процентах случаев люди становятся инвалидами, и в 40 процентах случаев — погибают. Как показывает практика, традиционно наиболее неблагополучная эпидемиологическая ситуация наблюдается в 17 территориях Красноярского края, где показатель заболеваемости превышает среднекраевой в 1,1-7,1 раза: Каратузском, Идринском, Манском, Ирбейском, Мотыгинском, Тасеевском, Козульском, Ермаковском, Шушенском, Новоселовском районах, а также в Красноярске и Дивногорске.


Куда бежать от беды?

У дверей отделения вирусологических исследований Центра гигиены и эпидемиологии я увидел группу не на шутку встревоженных людей, которые доставили напавших на них клещей. Принесли для исследований на предмет выявления заразы.
Как выяснилось, в текущем году в крае госпитализированных с подозрением на клещевой энцефалит зарегистрировано до 70 человек. Об этом сообщили в региональном управлении Роспотребнадзора. По данным ведомства, количество пострадавших от нападения клещей продолжает расти. Специалисты уверены, что вакцинопрофилактика — единственное надежное средство защиты против управляемых инфекций. Снижение уровня иммунизации населения приводит к вспышкам инфекционных заболеваний. Примером тому служит Таджикистан, где в последнее время зарегистрировано более 100 случаев полиомиелита, 10 из которых закончились летальным исходом.
Владимир Злобин, академик, профессор, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН, считает, что в последние годы расширилась не только география распространения клещевых инфекций, но и категория граждан, подверженных заражению. Если раньше можно было ограничиться вакцинацией только тех, кто работает в лесах, то сейчас необходимо делать прививки и городским жителям.
— Уверен, что на первом месте у инфекционистов должна стоять массовая вакцинация, — подчеркивает академик. — Наиболее эффективным способом защиты является отечественная недорогая вакцина «Энцевир». По действенности она не уступает зарубежным аналогам.
Неблагоприятная эпидемическая обстановка выдвигает на первый план проблему рациональной организации ее профилактики. Методы неспецифической профилактики, основанные на уничтожении клещей при помощи акарицидов, дают лишь временный эффект и не могут широко применяться из-за угрозы вредного воздействия на окружающую природную среду. Поэтому основное направление профилактики — специфическая вакцинопрофилактика, санитарно-разъяснительная работа с населением и обработка мест массового отдыха людей.
Сделать прививку еще не поздно. Однако для достижения необходимого эффекта не следует останавливаться на одной прививке, нужно сделать весь комплекс (три прививки), а затем каждые три года проходить ревакцинацию.
Оптимально начинать проведение курса прививок до начала весенней активности клещей — в период с октября по март. Перед тем как привиться в поликлинике по месту жительства, необходимо проконсультироваться с участковым врачом. При своевременной вакцинации к началу «опасного» сезона в организме человека вырабатывается устойчивый иммунитет.
Из средств краевой целевой программы бесплатно от клещевого энцефалита прививают декретированные группы детей до 14 лет. Следует заметить, что стоимость вакцины несоизмерима с оплатой лечения болезни, которая к тому же может закончиться серьезными осложнениями.
За первый квартал 2010 года от клещевого энцефалита привились более 12 тысяч жителей края, ревакцинировано — 28 269. Министерство здравоохранения Красноярского края обращает внимание на вступление в силу сезона клещевой активности. Иммунизация населения против этого заболевания продолжается, в регионе имеются современные вакцины, которые способны обеспечить защиту от заболевания, даже если не была поставлена первая прививка осенью.

Когда клещи стали заразными?

Этот вопрос все чаще задают себе люди. Действительно, с клещевым энцефалитом не сталкивались ни первопроходцы Сибири, ни люди, населявшие эти места до середины прошлого века. Хотя неприятные кровососы были им хорошо знакомы. Когда же клещи стали заразными?
В этой связи уместно напомнить об исследовании красноярских ученых, которые создали даже специальный фонд «Противодействие биодиверсиям и помощь пострадавшим от искусственных инфекций». В частности, они заявили о начале собственного расследования происхождения вируса клещевого энцефалита. По их мнению, этот страшный вирус есть не что иное, как искусственно созданное биологическое оружие, использованное японскими милитаристами на территории бывшего СССР.
— Впервые вирус был обнаружен специальной экспедицией военных микробиологов под руководством профессора Зильберта в 30-е годы прошлого века, — рассказывает один из создателей фонда, красноярский биофизик Павел Полуян. — Экспедиция прибыла, когда среди солдат Дальневосточной группировки РККА началась эпидемия неизвестной болезни, часто приводившей к летальным исходам. Врачам не сразу удалось установить переносчика вируса. В итоге произошла трагедия: один из врачей, экспериментировавших на себе, погиб, другой — остался инвалидом. Но им удалось установить, что неизвестную инфекцию разносит клещ. Клещевой энцефалит появился уже при советской власти. В 60-е годы «перебрался» через Енисей, и теперь встречается в европейской части страны, вплоть до Подмосковья. Ближайшей родственной болезнью для «нашего» клещевого энцефалита является так называемый японский энцефалит, открытый японскими микробиологами в 20-годы прошлого века. Тогда в Японии возникла эпидемическая вспышка, унесшая жизни нескольких тысяч человек. Заболевание носило эндемический характер, то есть распространялось на небольшой территории, а переносчиком вируса был комар.
Версия о причастности японских военных микробиологов к появлению смертельной болезни существовала давно, но серьезно о ней заговорили только после Великой Отечественной войны. Тогда впервые мир узнал о существовании на территории оккупированной Маньчжурии пресловутого «отряда 731» Квантунской армии.
Начиная с 1935 года в 20 километрах от Харбина действовала секретная лаборатория военных микробиологов. Здесь была сооружена целая фабрика по производству бактерий чумы, холеры, сибирской язвы, газовой гангрены, брюшного тифа, которые планировалось использовать как «супероружие». Деятельность «отряда 731» была спешно свернута после вступления СССР в войну с Японией. По приказу командующего Квантунской армией генерала Отадзо Ямада секретный военный городок был уничтожен, а заключенные, работавшие здесь, умерщвлены.
— Пока мы не имеем прямых доказательств искусственного происхождения клещевого энцефалита, — говорит Павел Полуян. — но существует ряд важных обстоятельств, подтверждающих факты применения Японией чудовищного биологического оружия. Возможности современной генетики легко позволят установить связь между японским комариным энцефалитом и штаммом вируса, который распространился в России через клещей-переносчиков.

Анатолий КАСАТКИН

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 410 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru