Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

НИ РЫБА НИ МЯСО

Эти нехарактерные для сибирской ихтиофауны обитатели
водоемов могут запросто испортить уженье.
Раков ловят на озере возле мясокомбината, на Песчанке, есть сообщения, что в устье реки Веснина в сети начали попадаться раки. Когда и как они появились в водоемах края — загадка. Рак — показатель экологической чистоты воды в реке или озере, вода может быть мутной, но химически чистой. Многие это знают и стремятся расселить клешнястого, но не знают как. Возникают вопросы подобного содержания: «Вчера наловил раков мешок, хочу увезти в деревню и там выпустить, они все с икрой. Как думаете, игра стоит свеч? Какое должно быть озеро для раков? Если кто знает, подскажите». Подсказываем: пруды, заросшие по берегам кустарником и деревьями, можно заселить раками. С этой целью нужно выпустить в них взрослых раков с расчетом три самки на одного самца. Раки размножатся в водоеме и будут в нем хорошо расти, держась в ямках и углублениях, образованных в береге корнями деревьев.
В Европейской части России раки встречаются большей частью в проточных водах, так как избегают теплой и загнивающей воды. У каждого рака имеется отдельная нора или даже несколько нор, которые, большей частью, выкапываются ими в крутобережье, в более или менее глинистом грунте. В реках с песчаным или каменистым дном раки укрываются под камнем, делая под ним углубления. Иловатого грунта в реках они избегают, но в озерах и некоторых проточных прудах, где бывают едва ли не многочисленнее, чем в реке, они постоянных нор почти не имеют, при опасности, а также на зимовку закапываются в ил.
Живет рак очень долго — не один десяток лет и, по общепринятому мнению, растет очень медленно. Раки всеядны, но, главным образом, кормятся трупами животных, попавших в воду, — от мелких до самых крупных.
Раков, привезенных без воды (как их транспортируют всегда), для посадки в пруды нужно сперва смочить хорошенько водой, взятой из прудика, затем или оставить на берегу в корзинке, или же высыпать на берег, тогда они сами войдут в воду. Бросать раков в воду не следует, так как они могут задохнуться. О раках писал и классик русской литературы Сергей Аксаков в «Записках об уженье рыбы». «Хотя рак ни рыба ни мясо, но лучше и того, и другого. Пословица «на безрыбье и рак рыба» на этот раз несправедлива. Но, кроме своего высокого гастрономического достоинства, раки играют очень важную роль в уженье, ибо служат самою лучшею насадкою для всех рыбных пород, особенно линючие, которых в это время года ничто заменить не может. Раки водятся почти во всех реках, проточных прудах и даже иногда в озерах, но слишком холодной воды и теплой, особенно несвежей и нечистой, сносить не могут. В реках больших и песчаных раки бывают очень крупны, но невкусны и водятся в малом количестве, но в небольших речках, особенно в губерниях черноземных, водятся в невероятном множестве, так что даже мешают удить, особенно после линянья, когда они бывают худы и голодны: на что бы вы ни насадили ваши крючки, хотя бы на раковые шейки, едва они коснутся дна, как раки бросятся со всех сторон, схватят клешнями и ртами свою добычу и поползут с нею в нору. Сначала будешь ошибаться, что это берет большая рыба, станешь давать им волю заклевывать, отчего иногда очень нескоро освободишь крючок из норы; потом скоро применишься к их клеву и не станешь давать им затаскивать крючки. Как скоро рак повезет наплавок, то надобно сейчас потихоньку вынимать удочку: иногда вытащишь и рака; но какое же тут уженье хорошей рыбы, если надобно вынимать беспрестанно удочки? Когда крючки ходят на весу и неблизко к берегу, то раки будут брать менее, всего жаднее бросаются они на рыбку, навозных и земляных червей и хлеб. Одно верное спасение от раков: полои и разливы прудов, где их мало и где они не трогают никакой насадки, вероятно оттого, что не ползают по тине. Впрочем, не везде они нападают на удочки».
Судя по всему, классику они изрядно досаждали.
И наконец, где раки зимуют? Зимуют раки по месту постоянного жительства. Разве что поздней осенью стараются спуститься поглубже, так как зимой на глубине вода теплее. В отличие от лягушки, рак не впадает в анабиоз. Большую часть времени (около 20 часов в сутки) он проводит в норе, погруженный в дрему. Но в часы бодрствования продолжает активную жизнь: бродит по дну и охотится. Столь пассивная жизнь подо льдом характерна только для самцов. У самок же в зимнее время забот полон рот. После осеннего спаривания к их брюшку прилепляется пара сотен оплодотворенных икринок, за которыми нужен глаз да глаз: следить за тем, чтобы они не заилились, постоянно омывались водой, несущей кислород. Поэтому самкам приходится в прямом смысле слова шевелить ногами — как ходильными, так и брюшными.
Иными словами, никаких особых тайн в рачьей зимовке нет, зимуют они на глубине, где человек не проживет и двух минут. Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов в книге «Опыт этимологического словаря русской фразеологии» связывают угрозу «показать, где раки зимуют» с практиковавшейся на Руси казнью «через посажение в воду», то есть утопление.

Владимир ОЛБХОВИК
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 351 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru