Мониторинг водных объектов, проводимый Енисейским бассейновым водным управлением, раздвигает межведомственные рамки.
Мониторинг водных объектов как часть государственного мониторинга окружающей среды является ключевым инструментом для принятия решений в области использования и охраны водных объектов.
Нормативно-правовые и распорядительные документы дают право Енисейскому бассейновому водному управлению использовать организационные рычаги для координации мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, эта правовая база позволяет проводить мониторинг состояния дна и берегов, осуществлять наблюдения за водохозяйственными системами и гидротехническими сооружениями водопользователей.
Шире рамки сотрудничества!
Взаимодействие с участниками мониторинга на региональном уровне осуществляется без подписания каких-либо межведомственных соглашений, поскольку порядок и формы предоставления сведений здесь четко прописаны.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ зоны деятельности Енисейского бассейнового водного управления, к сожалению, пока не готовы в полной мере реализовывать свои функции по ведению мониторинга. Кроме решения организационно-технических и финансовых проблем, необходимо на уровне Росводресурсов подготовить методическое обеспечение.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала: в регионе наработано взаимодействие водопользователей с муниципалитетами, органами исполнительной власти и структурами, подведомственными Росводресурсам (ФГУ «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ» и ФГУ «Енисейрегионводхоз»).
Это обстоятельство, в частности, позволило проводить в течение двух лет на участке реки Енисей протяженностью 500 километров наблюдения за качеством вод и состоянием водоохраной зоны. Продолжением подобного сотрудничества может стать предстоящее региональное совещание с участниками мониторинга водных объектов, где предполагается значительно расширить рамки совместных действий.
Ведение наблюдений за состоянием дна, берегов, режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов в минувшем году осуществляли:
по трем водохранилищам каскада Ангарских ГЭС и озеру Байкал — ФГУ «Востсибрегионводхоз»;
по трем водохранилищам Енисейских ГЭС — ФГУ «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ», ФГУ «Управление эксплуатации Красноярского водохранилища» и ФГУ «Енисейрегионводхоз».
По заказу Енисейского БВУ в прошлом году были организованы гидрохимические наблюдения за качеством воды реки Енисей и донных отложений на участке от Саяно-Шушенской ГЭС до реки Абакан на период проведения восстановительных работ Саяно-Шушенской ГЭС. По результатам мониторинга принимались все необходимые меры по охране реки Енисей.
Так, в течение минувшего года аварийная бригада ФГУ «Управление эксплуатации Саянских водохранилищ» для устранения нефтяных пятен на акватории Майнского водохранилища проводила установку ограждающих бон, что способствовало локализации загрязнений и обработке биосорбентом до полного разложения нефтепродуктов.
Учитывая, что наблюдательная сеть Росгидромета недостаточно развита, в регионе появляется перспектива для получения сведений о качестве вод и донных отложений каскада Енисейских ГЭС в связи с завершением создания гидрохимической лаборатории на базе ФГУ «Енисейрегионводхоз». Подразделение успешно прошло аккредитацию, сейчас оформляется соответствующая лицензия.
Изменив статус подразделений
Енисейское БВУ осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности двух бассейновых советов – Ангаро-Байкальского и Енисейского бассейновых округов.
В составе каждого из советов организовано по четыре секции, в том числе:
по использованию и охране водных объектов;
по безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) и водохозяйственных систем (ВХС);
по защите от негативного воздействия вод;
по содействию малому и среднему предпринимательству в сфере водных ресурсов.
Вся информация о деятельности советов размещается в сети Интернет на сайте Енисейского БВУ (www.enbvu.krasnoyarsk.ru.)
В позапрошлом году были проведены первые организационные заседания, а в прошлом — состоялось по два рабочих заседания.
Бассейновым советом Ангаро-Байкальского бассейнового округа рассмотрены следующие вопросы:
формирование проекта ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории»;
создание перечней первоочередных водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов на 2011 год и на период 2012-2014 годов, планируемых к финансированию за счет средств федерального бюджета;
основные водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, осуществляемые на территории Ангаро-Байкальского бассейнового округа в 2010 году и планируемые на 2011 год;
разработка проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов в бассейнах рек Ангара и Селенга.
Бассейновым советом Енисейского бассейнового округа в прошлом году были рассмотрены вопросы:
основные направления реализации ведомственных целевых программ Росводресурсов в зоне деятельности Енисейского БВУ;
долгосрочная целевая программа обеспечения безопасности ГТС на территории Красноярского края на период 2011-2013 годов;
о составе обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
о работе администрации города Красноярска по оздоровлению водных объектов.
В планах работы на 2011 год — активизация работы советов и секций по выработке рекомендаций к проектам схем по бассейнам рек Ангара и Селенга, рассмотрение результатов выполнения водохозяйственных мероприятий и их планирование на 2012 и последующие годы.
Деятельность бассейновых советов в целом является позитивной: возникает некая координация и упорядочение водохозяйственной деятельности, раздвигаются межведомственные рамки, становится прозрачнее процесс направления государственных средств на водохозяйственные работы.
Вместе с тем, положение о создании и деятельности бассейновых советов ограничивает масштаб работы только выдачей рекомендаций. Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года в части совершенствования механизмов координации и взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и водопользователей, общественных организаций в области использования и охраны водных объектов намечено изменение статуса бассейновых советов. Предусматривается также поэтапная передача им полномочий по принятию оперативных решений.
По информации Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов материал подготовил Андрей ЮРИНСКИЙ