Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ЧЬИ В ЛЕСУ ПЕНЬКИ

Конец зимы — свадебная пора у бобров.

А увеличение семейства происходит в начале лета. Обычно рождается два-четыре, реже шесть детенышей. Новорожденные зверьки довольно самостоятельны: зрячие и покрытые шерстью, уже через один-два дня хорошо плавают, а после 20 дней способны добывать себе пищу.

Половая зрелость у бобров наступает в два года — вот тогда дети и покидают родную хатку, отправляясь на поиски нового места, старое оставляя родителям.

Домики бобров могут иметь высоту 3–5 метров. В сильные морозы над ними стоит пар — верный признак обитаемости жилья. Бобры нередко строят свои хатки и посреди водоема, создавая недоступные для врагов островки.

Бобр как охотничий объект известен с глубокой древности. Он был повсеместно распространенным, достаточно многочисленным и полностью использовался человеком (употреблялись мясо, шкура, жир, секреты желез).

Бобровые угодья во владениях князя назывались бобровыми гонами. Они строго охранялись и использовались по княжескому дозволению определенными охотниками, специализирующимися только на ловле бобров. По сути дела, это были типичные охотничьи хозяйства в нашем понимании. В некоторых местах эти бобровые гоны сохранились до XVII века. После их упразднения количество бобров стали резко сокращаться.

В глухом лесу, неподалеку от реки, можно увидеть странную картину: множество поваленных молодых деревьев с обгрызенными сучьями, стволы и пеньки которых напоминают концы отточенного карандаша. От этого «лесоповала» тянутся к реке протоптанные дорожки, нередко заполненные водой и напоминающие сложную систему каналов. Сама речка перегорожена высокими плотинами из плотно сложенных и скрепленных между собой сучьев, а на воде высится фантастическое сооружение — ладно построенный шалаш.

Кто же потрудился над всем этим, и для чего возведены эти странные постройки? Если вам посчастливится увидеть все это, знайте: вы вошли во владения бобров.

Бобры — самые крупные грызуны, обитающие в лесах Евразии и Северной Америки. Эти удивительные животные приспособились к полуводному образу жизни. На задних лапах у них плавательные перепонки, хвост плоский, как лопата, и покрыт крупными чешуйками, глаза снабжены прозрачной мигательной перепонкой, позволяющей отлично видеть под водой. Маленькие уши и ноздри при погружении плотно закрываются.

Чтобы бобру было не холодно плавать зимой в ледяной воде, природа наделила его роскошной шубой — густые длинные блестящие волосы не пропускают воду и не дают намокнуть теплой подпушке, согревающей бобра в холода. Из-за этой шубы их чуть было не истребили, но сейчас, когда приняты суровые меры по охране, их численность повсеместно увеличивается.

Бобры живут как поодиночке, так и семьями и большими колониями. Одинокие бобры не строят сложных сооружений, а вот главе семейства приходится потрудиться. Свои домики — высокие шалашики — «бобровые хатки» — зверьки строят на воде.

Сначала бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами. Свалив дерево, обгрызает на нем ветки и тащит этот строительный материал к воде. Ныряя, он аккуратно складывает сучья на дно и скрепляет их глиной, илом, мелкими веточками и камнями. Так, постепенно на дне реки растет холмик, выходящий плоской вершиной на поверхность, будто островок. Над этим островком бобр возводит куполообразное сооружение из тех же нагрызенных сучьев.

Стены домика непродуваемы. Все щели плотно забиты листвой, илом и глиной, только часть потолка закрыта тонким слоем веточек — для вентиляции. Вход в хатку находится под водой. Если уровень воды в реке меняется, дом может стать двухэтажным, на втором этаже зверьки живут во время паводка. Такой дом теплый, даже в лютые морозы в нем не холодно. Но хатка не может противостоять сильному течению, поэтому бобры возводят плотины.

Плотина сооружается по тому же принципу, что и хатка. На дно наваливаются сучья, постепенно стена растет и поднимается выше уровня воды, перегораживая реку. Так образуются бобровые запруды. Семья бобра, состоящая из самца, самки и детенышей двух последних выводков, не может выстроить и поддерживать в хорошем состоянии очень длинную плотину. Но случается, повзрослевшие детки не уходят в дальние края искать новые места для поселения, а строят свои дома рядом с родительским.

Так формируется колония бобров, которая совместными усилиями продолжает возводить плотину. В Северной Америке, где бобров значительно больше, чем в Евразии, известны боровые плотины длиной 700 и 1200 метров. Над возведением такой громадины трудится не одно поколение грызунов.

Возле больших плотин от реки к лесу ведут заполненные водой каналы. Бобры их не роют, а протаптывают, из года в год ходя одними и теми маршрутами. Постепенно тропинки заполняются водой. Бобрам это удобно, ведь двигаться с грузом сучьев вплавь легче, чем пешком, поэтому каналы поддерживают в чистоте и по возможности расширяют.

Интересно, что древесина — это не только строительный материал, но и пища бобров. Летом, когда вокруг много зелени, бобры едят водную растительность, листья и молодые побеги, а на зиму заготавливают другой корм — тонкие веточки и кору деревьев. Кормовую древесину тащат на дно реки, создавая продовольственный склад. Зимой, в особо сильные морозы, бобру не придется идти в лес за обедом для семьи, достаточно навестить кладовочку.

 

Владимир ОЛЬХОВИК, биолог

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 558 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru