Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

КАК «ИВОЛГА» В БЫСТРОМ ПОЛЕТЕ…

Инновационный проект использования летающих судов снимет проблему транспортной доступности красноярского Севера.

Одним из первых шагов нового руководителя Льва Кузнецова по управлению территорией стало проведение губернаторского совета в Ачинске, где была высказана серьезная озабоченность в связи с утратой позиций на рынке региональных воздушных перевозок.

— Транспортная доступность для нас является ключевой основой развития региона, — заявил Кузнецов. — Мы должны создать все условия для свободного передвижения людей и грузов как по территории Красноярского края, так и за его пределами.

 

История вопроса: «каспийский монстр»

Через день после завершения этого совещания, посвященного развитию малой авиации в крае, мы беседуем с руководителем транспортной компании «Альбатрос-Ионесси» Сергеем Храмовым, на себе ощутившим, что значит жить в отрыве от «большой земли». Предприниматель, а в прошлом горняцкий строитель, лучшие годы отдал Заполярью, возводя шахты на рудниках Норильского промрайона, исколесив тундру вдоль и поперек. И прекрасно знает, как сложно промысловикам, когда завершается навигация, а в мерзлотниках — невывезенный товар. 

— Новый лидер региона начал свою деятельность с главной проблемы — транспортной, и это вселяет надежду: может, теперь что-то изменится при обозначении приоритетов развития, — рассказывает Сергей Матвеевич. — Взять хотя бы обеспеченность северян транспортным сообщением с «материком». Износ пассажирских речных судов в крае достиг 85 процентов. Это значит, что водой станет непросто попасть на фактории. Равно как и воздухом: через два года вертолеты Ми-8 элементарно спишут. Еще через пару лет устареет парк самолетов Ан-26.

В столь напряженной, по мнению Храмова, ситуации есть выход: нужно с умом использовать разветвленные водные артерии края. Навигация может быть искусственно продлена за счет всесезонного летающего корабля, каким является экраноплан — детище конструктора судов на воздушной подушке Вячеслава Колганов, ученика Ростислава Алексеева.  

Еще в 60-х годах прошлого столетия этим выдающимся инженером был предложен принципиально новый тип транспортных средств — экраноплан, способный за счет динамической подушки стремительно двигаться на малой высоте над поверхностью (водной, ледовой, земной). Первый в мире экраноплан, выполненный по заказу Минобороны, имел взлетный вес свыше 300 тонн и абсолютную неуязвимость для радаров противника. Пентагон был в панике, получив информацию о появлении у русских секретного оружия — летающего гиганта, и окрестил военную технику «каспийским монстром». Как зачастую у нас случается, создателю летательного аппарата будущего так и не удалось увидеть время, когда опытная партия поступит в серийное производство.

 

«Движок» — природная среда

Но идею все-таки возродили, и в России появились экранопланы разных типов. Наиболее удачна в этом отношении многопрофильная конструкция Вячеслава Колганова. Приступая к созданию собственной модели, инженер учел те недостатки, которыми обладали предшествующие образцы, использовавшие трехточечную опору в момент приземления (лодка центроплана и по одному поплавку на каждом крыле).

Летательный аппарат, получивший название «Иволга», — техника, которая имееть две гладкие лодки в соединении с корпусом. Она больше похожа на катамаран и значительно устойчивее. «Иволга» складывает крылья домиком, что позволяет ей идти по руслам малых рек, она в состоянии садиться и взлетать даже в условиях трехметровой волны и ледового нароста, а также при наличии бокового ветра до 20 метров в секунду.

Перевернуть экраноплан, спроектированный по нормам гражданской авиации и получивший сертификат в Российском морском регистре судоходства, практически невозможно, да и падение ничем не грозит. Под крылом «смешная» высота — от 30 до 80 сантиметров. Установка жизнеобеспечения, подающая тепло и свет 24 часа, делает полет безопасным даже на реках арктического побережья. Компоновка пассажирского салона, лишенного шума и воздушных ям, предусматривает не только кухонный блок, но и бытовой отсек (унитаз, умывальник, душ). Самый комфортабельный авиалайнер с его традиционным закладыванием ушей после «Иволги» покажется не очень удобным средством передвижения. Не потребуется и долгая дорога в аэропорт: достаточно небольшого отклонения винтов — экраноплан с 12 пассажирами и 1,2 тонны груза на борту въедет на пологий берег. 

И все-таки где же здесь инновационная составляющая? Почему летающее судно, которое успешно прошло серию испытаний в условиях Подмосковья, рек Сибири и озера Байкал, а также Каспийского моря, получает высочайшую оценку в России и за рубежом? Немецкая компания «Бремер Вулкан Фербунд» по заявке российского правительства сделала анализ перспективных транспортных средств для Сибири и Дальнего Востока для размещения изготовления экраноплана на «Красмаше» еще при директоре Викторе Гуполове. К сожалению, в 1998 году перестройка на заводе зачеркнула этот проект. 

Вот принцип, который лежит в основе высокоэкономичного полета: при низкой высоте, используя набегающие потоки воздуха, можно снять до 40 процентов нагрузки с двигателей, так называемый «экранный эффект» способен дать движение машине в штатном режиме на одном винте. Выходит, самый главный «движок» — это природная среда, которая делает «Иволгу» максимально эффективным транспортом. Для него не требуется создавать дорогостоящую инфраструктуру: взлет и посадка — с любой поверхности снега, льда, воды. Поражает расход «горючки»: 18 литров на сотню километров. А еще — время в пути: из Красноярска в Дудинку грузопассажирская «Иволга» долетит за 12 часов, у теплохода это займет несколько суток. Стоимость перевозки пассажира — 4 рубля на километр пути. Билет по цене получается дешевле, чем на речном транспорте.

 

Фарватером обновления

После демонстрации на двух выставках в МВДЦ «Сибирь» компания «Альбатрос-Ионесси» представила краевым властям инновационный проект круглогодичных грузопассажирских перевозок. Ответная реакция властей получилась слишком уж вялой: эка невидаль… Лишь руководитель агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Валентина Бокова и администрации районов Севера заинтересованы в применении экранопланов на их территории. Эвенкия — Петр Суворов, Таймыр — Олег Шереметьев.

Парламентарии пошли дальше исполнителей: вопрос обсудили, но усмотрели в экранопланах главным образом туристическую предназначенность, нежели транспортно-экономическую целесообразность. Туризм — это, конечно, хорошо, а плохо, когда за деревьями не пытаются увидеть леса. Цена вопроса проекта — 350 миллионов рублей. Но почти столько ежегодно уходит на субсидирование пассажирских перевозок воздушным и водным транспортом в труднодоступные районы Севера, если приплюсовать сюда содержание зимников. Этих средств вполне достаточно для приобретения шести летающих судов: при регулярных рейсах они открывают закрытые территории Эвенкию и Таймыр и даже расширяют круг потенциальных клиентов, выходя на геологов и нефтяников. поисковикам действительно сложно вести разведку недр на порожистых реках, а услуги Ми-8 — это, в первую очередь, удорожание геологоразведочных работ. Руководитель фирмы «Соло-Полюс» Борис Пестряков видит в проекте развитие международного туризма на севере Красноярского края и полеты к макушке Земли.

Кто у нас только сегодня не призывает к инновационному развитию страны. А на практике все происходит с точностью до наоборот. Даже когда поступило конкретное предложение, которое дает окупаемость перевозок через три-четыре года, власть первая не пожелала идти фарватером обновления. Совсем иначе ведет себя бизнес: инвесторы из других регионов готовы участвовать в проекте, правда, реализовывать его согласны только на своей территории. Нам бы такую заинтересованность в реализации перспективных идей!

 

Андрей НИКОЛЬСКИЙ

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 526 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru