Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

И КРАСОТА, И ВДОХНОВЕНЬЕ

Народному художнику России, давнему другу нашей газеты Валерьяну Сергину присвоено звание члена-корреспондента РАХ.

В мастерской у В.А. Сергина уже несколько месяцев на подставках стоит холст. Размер его около двух метров в высоту, шириной — около трех. Он закрыт холстиной от глаз посторонних. Валерьян Алексеевич пояснил, что незаконченные работы он не показывает. Картина почти готова, но не хватает нескольких штрихов, которые бы подчеркнули основную мысль. Сергин говорит, что к юбилейной выставке полотно будет завершено. А выставка уже совсем скоро.

Красноярскому художнику в марте исполнится 75 лет. Дата, достойная патриарха. И посему картина должна быть очередной вехой в творчестве художника. Сергин утверждает, что она подчеркнет величие и красоту сибирской природы.

В мастерской художника, куда ни кинь глазом, везде картины. Их более сотни. Но это небольшая часть того, что сделано. Еще примерно столько же находится в музее Сурикова, очень много картин разошлось по частным коллекциям. Полотна Сергина есть в Италии, Франции, Германии, Америке. Много их в Японии.

В 1991 году в Отару была организована выставка красноярских художников. Попал в то число и Сергин. Более того, по условиям контракта с организаторами выставки художники имели возможность в Японии заниматься живописью. Он сделал там более двадцати работ. Все остались в японии. Ему была организована персональная выставка в Токио. Красноярского художника японцы поняли и оценили по достоинству. Конечно, за этим стоит тяжелый долголетний труд.

Сергин не всегда писал пейзажи. В более молодые годы он серьезно увлекался портретом и другими жанрами. Его полотно «Возвращение в колхоз» было высоко оценено искусствоведами и критиками. Сейчас работа находится в Тамбовском музее. И сегодня Валерьян Алексеевич пробует себя в городском пейзаже. Конечно, ему не ложатся на душу улицы с современными многоэтажными зданиями и сооружениями. Его манит старина, тихие деревянные улицы, дороги с конными повозками, скверы. Словом — тишина. Тишина величественная, как сама природа

— Сколько прекрасных уголков у нас в Сибири, — вздыхает Сергин.— Сколько ни исходил, ни изъездил наш край, а восхищаться природой не разучился.

Будучи подростком, Сергин мог изучать природу. Енисей он увидел в 14 лет. Помогла ему полюбить и оценить прелесть и красоту сибирского пейзажа его мама. В то время Мария Петровна работала на судоремонтном заводе. Организовывались поездки на пароходах по Енисею, чтобы дети могли лучше узнать и полюбить землю, на которой родились. Такие путевки мать приобретала для сына, за что он ей и по сей день благодарен.

Мать Сергина уделяла большое внимание его воспитанию. Это она, глядя на то, как Валерьян изрисовывает стены и скатерти, поняла его увлечение, взяла за руку и отвела в художественную школу.

Хоть и работала Мария Петровна бухгалтером, но хорошо рисовала, пела. Бывало вечерами с дедом (отцом мамы) как затянут песню, в доме все стихает. Слух и голоса у них были отменные. Обожала мама и стихи. Любовь к поэзии, любовь к искусству передалась и Валерьяну.

— Все в мире взаимосвязано, — утверждает Сергин. — Любишь природу, значит, любишь поэзию, музыку, живопись. Конечно, хорошую живопись, — добавляет Валерьян Алексеевич. И приводит слова Левитана: «Красоте, разлитой в природе, можно молиться как Богу. И просить у нее вдохновения и веры в себя». Эти слова великого знатока природы являются для Сергина девизом.

У русских художников, пишущих природу, есть работы, которые остались в памяти на всю жизнь. У Саврасова — картина «Грачи прилетели», у Левитана — «Осенний день», у Поленова — «Дворик». а у Сергина — очень удачная в творческом плане работа «Месяц Лось».

Предыстория ее создания такова. В семидесятых годах прошлого века Сергин был участником республиканской поездки группы художников по Енисею до Тикси. Они знакомились с богатой природой Севера и, естественно, делали наброски и этюды. Это мероприятие имело дальний прицел. Работы должны были пойти на республиканскую выставку. Много талантливых художников приняло участие в мероприятии. Уже в Тикси со своим другом и земляком Юрием Кислициным Сергин сел в электричку и поехал в сторону Норильска. Через десять­пятнадцать километров Валерьян Алексеевич увидел такое, что заставило его немедленно сойти с поезда. Он и друга увел с собой.

Увидел Сергин в окно вагона «плавающие»острова среди озера. Сентябрь был в полном разгаре, а среди воды стояла пурпурно­малиновая тундра. Цвета божественные. Через два часа этюд был готов. Когда его увидели местные жители, сразу воскликнули: «О! Месяц Лось»(у аборигенов так называется сентябрь). Так живописец и назвал свою картину. Она находится сейчас в Германии. Хранится в художественном музее. «Месяц Лось» прошла региональную, а затем и республиканскую выставку.

Валерьян Алексеевич постоянно в работе. Полотен предостаточно. Многие из них имеют свою историю. В каждую он вложил кусочек души. Свежестью и музыкой отдает, когда смотришь картины «Утро России. Половодье», «Сибирь. Просторы».

Художник часто вспоминает свое полотно «Порт Дудинка». Работа была отобрана на всесоюзную выставку и там высоко отмечена жури.

Полотно «Дорога в Шахматово» вспоминается по­особому. Группу художников вывозили на этюды. По дороге Сергину интуитивно захотелось выйти и оглядеться, побродить. Когда автобус уже отъехал, вдруг природа преобразилась, выглянуло солнышко, и в небе засияла радуга. Цвета были настолько сочными, что невольно встал Валерьян Алексеевич за мольберт. Когда группа возвратилась, чтобы подобрать «отшельника», у того уже этюд был готов.

В верховьях Базаихи, рядом с почти одноименным поселком проходит «Екатерининский тракт». От тракта осталось одно название. Только посвященный может увидеть просеку. Летом она усеяна ромашками.

Дорогу Сергину показал один из жителей Верхней Базаихи. Он работал в свое время директором леспромхоза и тайгу знал хорошо, потому и стал гидом. Даже сохранившийся столб или версту нашли. Конечно, Сергин сделал несколько этюдов, а потом родилось прекрасное полотно. Художник так его и назвал «Екатерининский тракт».

Творческий труд не всегда оценивается достатком и деньгами. Чаще всего благодарностью зрителей. Художнику иногда дороже взгляд постороних глаз на его полотно. Часто, рассматривая работы Сергина, глаза выражают восхищение, восторг, а иногда — раздумья о былом, о пережитом, о сегодняшнем. Валерьяну Алексеевичу повезло в жизни. Он выбрал себе наипрекраснейшую работу, от которой получает удовольствие он сам и его зрители. Вот как оценил творчество сибирского живописца один из почитателей, оставивший запись в книге отзывов о выставке, которая прошла в одном из городов нашего края:

— Для меня общение с искусством Сергина — исповедь. Мне не нужно чужое мнение, не нужно громких и выхолощенных рецензий. Я безраздельно принимаю и понимаю этого художника. Он является самой блистающей вершиной живописи современности.

К этим словам ничего не добавишь.

Богдан Барщевский.

Фото автора

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 505 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru