Завершился Первый фестиваль экологического кино.
В Сочи в рамках культурной олимпиады «Сочи2014» завершился Первый открытый фестиваль экологического кино «Зеленая гвоздика», собравший отечественные и зарубежные игровые и документальные фильмы на тему «человек и природа».
Главными лауреатами на нем стали Станислав Любшин, Владимир Коренев и Наталья Бондарчук, получившие призы «за воспитание экологического отношения к жизни средствами кинематографа в эпоху, когда понятие «экология» еще не принадлежало миллионам». Актеры представили на ретроспективных показах такие фильмылегенды, как «Детство Бэмби», «Не стреляйте в белых лебедей», «Человекамфибия», и провели на фестивале уроки экологии. А Гранпри конкурсной программы единогласно был присужден фильму Николая Волкова «Полярник» (производство СанктПетербургской студии документальных фильмов) за поучительную историю о жизни на краю земли в условиях вечной мерзлоты и его борьбе со стихией и самим собой на арктической дрейфующей станции и в белорусской деревне.
Основной задачей фестиваля, организованного оргкомитетом «Сочи2014» совместно с фондом развития культурных, образовательных и экологических инициатив «Зеленая гвоздика», возглавляемого Владимиром Семеновым, и фондом социальных программ, ставилось «создание масштабного и долговременного российского культурноэкологического проекта, который способствовал бы формированию принципиально нового взгляда общества на экологические проблемы». Для этого на несколько дней площадь Искусств перед Художественным музеем Сочи превратили в большой киноцентр: в огромных выстроенных сферических павильонах практически нонстопом шли показы, а очереди попасть на сеансы сферического кино — нового, уже, кажется, следующего после 3D слова в кинопроизводстве, желающим приходилось занимать с раннего утра и до позднего вечера. Ведь ощущения там получали незабываемые и даже еще более яркие, чем в ультрамодном формате 3D.
Представьте только: лежите вы на шезлонге («потребляется» сферическое киноискусство, согласно техническим параметрам, исключительно в горизонтальном положении), дышите чистейшим морским воздухом, а прямо на вас несутся стада диких животных, отнюдь не подозревающих о том, что царь природы — это вообщето человек. Или наоборот: главная опасность для вас начинает исходить как раз от человека, поскольку на мир вы смотрите в полном объеме, но глазами божьей коровки... Или же ситуация: в той же лежачей позиции вы примеряете на себя костюм астронавта и выходите прямиком в открытый космос понаблюдать за своей родной планетой откудато издалека, откуда вся наша суета сует кажется мелким и проходящим недоразумением.
Художественный руководитель фестиваля, главный редактор журнала «Кинопроцесс» и руководитель библиотеки киноискусства им. Эйзенштейна Вячеслав Шмыров обещал, что почувствовать себя то центром Вселенной, то маленькой песчинкой на земле в ближайшем будущем можно будет и в Москве.
Вячеслав Шмыров:
— Фестиваль помогает объединить режиссеров, снимающих на тему экологии, которым тоже нужен какойто выход и свое жизненное пространство, потому что в большинстве случаев они лишены эфира, лишены проката, и для них это большое дело, так как они получают большой стимул для работы.
— Лично для вас много потребовалось усилий — и временных, и интеллектуальных, чтобы собрать такую всеобъемлющую экологическую кинопрограмму?
— Важно было отыскать эти крохи в нашем кино, потому что специально экологическая тема никогда не заявлялась и не звучала. И такие фильмы, как «Прощание» или «Не стреляйте в белых лебедей» и «Детство Бэмби», возникали стихийно — тема охраны природы всегда была, но она никогда не заявлялась у нас как глобальная. Тем не менее это картины, на которых выросли многие поколения, и нам было важно тоже их показать. И эта тема оказалась даже шире, чем мы думали. Очень кстати на завершении фестиваля был показан фрагмент из «Соляриса», поскольку это всетаки действительно новое отношение человека к себе самому прежде всего, экология человека, и за счет этого — экология природы тоже.
— После фестиваля вы не задумывались о том, чтобы стать вегетарианцем?
— Нет, я думаю, это как раз не главное во всей нашей истории. Очень много возникает, я бы сказал, такой провинциальной догматики, когда люди начинают бороться с пластиковыми стаканчиками, и т.п. Всегда условия жизни так или иначе связаны с нашим природным компромиссом. И в данном случае гораздо важнее, чтобы человек поддерживал свою личную культуру, когда он выходит на улицу и, предположим, держит в руках пакет от мороженого или какойнибудь кулек.
— В библиотеке киноискусства можно будет увидеть экологическое кино?
— Мы покажем в самое ближайшее время лучшие фильмы, прежде всего документальные, которые, как выясняется, существуют, и в очень большом объеме.
— Только про них мало кто знает.
— Дай бог, чтобы министерство культуры и в дальнейшем находило в себе силы поддерживать такой кинематограф, потому что оно является единственным заказчиком, который в то же время не обеспечивает и не может обеспечить этому кинематографу выход к зрителю.
— Можно надеяться, что подобные акции и фестивали могут простимулировать интерес телевидения?
— Важнее, чтобы эта продукция нашла выход через Интернет, потому что все независимое сегодня так или иначе в большей степени связано с Интернетом. Чтобы эти акции были поддержаны в других городах страны, и программа экологического кино показывалась в самых разных местах, особенно там, где остро стоят вопросы экологии.
Иван ИГНАТОВ