Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

СТРАТЕГИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Необходима глубокая реформа природопользования

Продолжая обсуждать вопросы и перспективы развития традиционного биологического промыслового природопользования, публикуем мнение известного ученого (биолога-охотоведа), доктора биологических наук, профессора Владимира Дежкина.

Его системные подходы и системообразующие определения были опубликованы в профильном журнале «охота и охотничье хозяйство» (№ 6, 2007 г.). Его чаяния частично реализовались. Однако принципиальные вопросы, освещенные в статье, воплощены далеко не полностью с точки зрения необходимости оптимизации систем управления. Идеи представляют интерес как вклад для осмысления и реализации в важном сегменте экономики страны, края, в котором связаны судьбы очень многих людей.

К биологическим природным ресурсам, как известно, относят ресурсы растительного и животного мира, способные к самовоспроизведению. Непременным условием их благополучия является обеспеченность почвенными и водными ресурсами. В составе биосферы и ее структурных подразделений эти ресурсы непрерывно производят биологическую продукцию, которая обеспечивает существование на Земле всего живого, в том числе человека.

Автор природоохранной библии «До того как умрет природа» французский ученый Жан Дорст не уставал подчеркивать значение отраслей природопользования, основанных на эксплуатации первичной продукции биосферы. «Несмотря на общий технический прогресс и «машинизацию», человек находится в тесной зависимости от возобновляемых природных ресурсов, и прежде всего от первичной продуктивности фотосинтеза, представляющего собой первичное начало».

Понятна огромная заинтересованность общества в адекватной охране, разумной эксплуатации и создании хороших условий воспроизводства для биологических ресурсов биосферы. Для этого требуются соответствующие государственные структуры, обладающие необходимыми возможностями и полномочиями.

Принципиальные сложности возникают уже на стадии формирования системы этих структур, ибо природные сообщества составляют единое целое, а бюрократические структуры имеют разобщенный ведомственный характер. В этом, как считал известный российский эколог Н. Ф. Реймерс, заключается одно из важных различий в стратегии живой природы и стратегии человека. Дифференцированное управление природными ресурсами предопределяет возникновение хозяйственных отраслей со всеми возникающими отсюда проблемами, которые тем сложнее, чем произвольнее эта дифференциация.

Прежде чем продолжить обсуждение, необходимо напомнить, что автор предложил выделить из сферы общего природопользования в качестве отдельного научного направления биологическое природопользование, отнеся к нему в практической сфере сельское, лесное, охотничье хозяйства, рекреацию и заповедное дело. Биологическое природопользование базируется на эксплуатации и преимущественно естественном воспроизводстве возобновляемых и частично возобновляемых ресурсов биосферы и позволяет успешно реализовать принцип неистощительной эксплуатации ресурсов растений и животных. Среди главных сформулированных нами принципов этого научного направления — уточнение, разработка методов и форм экологической оптимизации отдельных отраслей биологического природопользования и использование их в практической области на единой эколого-экологической и географической основе.

Если мы попробуем провести анализ административной системы биологического природопользования, сложившейся в России после реформ 2004 года, то получим следующую картину.

Отсутствует единая функциональная система управления биологическими природными ресурсами; имеющиеся структуры разбросаны по различным уровням, службам и агентствам, административно не связанным между собой.

Лесное и   рыбное хозяйства лишены административной самостоятельности и погружены в чуждые для них структуры.

Организации достаточно высокого уровня по руководству охотничьим хозяйством и заповедным делом (системой ООПТ) в созданной структуре исполнительных органов федеральной власти не предусмотрены.

Вывод очевиден: необходима глубокая реформа биологического природопользования в России с изменением представлений о рациональной системе управления в этой сфере. Не ликвидация структурных «остатков» и не робкая (чаще всего ошибочная) реконструкция управляющих систем, а их полнокровное восстановление, истинная дебюрократизация — вот что должно привести к желаемому перелому. В правительстве должен иметься блок по охране рациональной эксплуатации природных биологических ресурсов. При этом перед глазами у нас может быть опыт «модельной страны», во многом сходной с нами по природным условиям и традициям, но имеющей высочайшую результативность природопользования, — опыт США. Достаточно сказать, что оценка экономического эффекта деятельности этой страны в области любительского рыболовства, любительской охоты и организации наблюдений за животными в естественной природе определяется там в 100 с лишним миллиардов долларов в год.

Что объединяет лесное, рыбное, охотничье хозяйства? То, что все они эксплуатируют возобновляемые ресурсы биосферы, ресурсы растительного и животного мира. И, следовательно, их деятельность может быть подчинена общим принципам управления. Первый из них — возможность вечного неистощительного использования биологических ресурсов. Второй — охрана ресурсов через разумную, научно обоснованную эксплуатацию. Третий — целесообразность и даже неизбежность комплексной интегрированной деятельности (эти и некоторые другие важные принципы аккумулированы наукой о биологическом природопользовании).

Так вот, нельзя ли при реконструкции управления экономикой страны вместо абстрактных бюрократических принципов ориентироваться на научные, глубоко функциональные? Как мы уже предлагали, лесное, рыбное, охотничье хозяйства могут найти место в единой структуре, предположительно в Министерстве биологического природопользования, действующем на единых принципах (за современной Минприродой должно сохраниться недропользование, основывающееся на совершенно иных принципах).

Их отраслевая самостоятельность возможна при сохранении в родственных стенах крупных функциональных структур, не потерявшие связей с предшественниками и сохраняющих отраслевые наименования: лесное, рыбное, охотничье... Здесь же может найти достойное равноправное место федеральный орган по руководству заповедным делом. В регионах могут быть созданы комплексные управленческие структуры по регулированию лесного, рыбного, охотничьего хозяйств и особо охраняемых природных территорий.

Предлагаемая структура будет способствовать выполнению одного из важных положений Закона РФ «Об охране окружающей среды», обеспечивать «проведение федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации». Она же создаст условия для успешной реализации другого важного принципа Закона «Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности».

Материал подготовлен при содействии агентства развития традиционного сибирского хозяйствования

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 162 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru